Логотип

Северная береста

Традиционная обработка бересты
История берестяных ремёсел
Главная
Новости
Регионы
Мастера
Галерея
Археология
Типы изделий
Технологии обработки
Мастер_классы
Статьи
Секреты мастеров
Народные_праздники, ярмарки
Словарь
Литература
Ссылки
Разное
Об авторах

Рассылка новостей
Ваш e-mail:



Регионы\Новгородская область\Великий Новгород\Студия "Новгородская береста"

Студия "Новгородская береста"


Метко и емко народное слово. Вот и в пословице: "Кабы не лыко, да не береста, так бы и мужичок рассыпался",- тонко подмечена жизненная важность для человека древнего искусства изготовления практичных и красивых вещей из березовой коры, называемой в народе берестой, берествой или берестечком. Удивительно хорошо кора березы приспособлена к народному творчеству. Кто, когда и в какой стране впервые создал "рукотворную" вещь из березовой коры, мы можем только догадываться.

В. И. Ярыш

Как создавалась студия

Я не помню, когда у меня созрела идея создать студию. Началось всё с поездки в Ригу на Дни русской культуры осенью 1991 года. Я тогда работал в Областном центре народного творчества, и по долгу службы мне пришлось сопровождать один областной фольклорный ансамбль на этот Фестиваль. В программе фестиваля значилось посещение студии прикладного творчества "Тинэ" во Дворце культуры работников просвещения Латвии. Помню, что беглый рассказ о студии тогда впечатлил меня. Слово "Тинэ" в переводе с латышского означает корзина для белья. Это такой большой чан с крышкой, плетёный из ивового прута. Студия для взрослых с двухгодичными курсами по плетению. Студия, в которой около 60 участников и несколько "народных" мастеров?!

Руководитель студии Эдите Лайвиня увлекательно рассказывала об участниках, об изделиях. Мы были очарованы, и перед уходом я попросил разрешения у руководителя приехать в Ригу ещё раз для детального знакомства с работой студии. Такое разрешение мне было дано, и в сентябре следующего 1992 года, предварительно выспросив командировку у своего начальства, отправился в Ригу на целую неделю. Приняли меня дружелюбно, разместили на дому у хорошего мастера, и стал я заниматься в студии ежедневно по несколько часов. Детально изучил структуру студии, программу работы, посетил Музей народной деревянной архитектуры, который, кажется, был организован в Риге в 1929 году. Это старейший музей под открытым небом в бывшем СССР. Меня поразила статистика размаха студийной работы по традиционным ремёслам в Латвии. На том момент в республике существовало 79 крупных студий прикладного творчества и 25 из них в Риге. В восьми (3 в Риге) занимались плетением из ивового прута. Но больше всего люди занимались народным ткачеством.

Надо заметить, что я до сих пор сохранил тёплые отношения со многими латышскими мастерами и иногда, при случае, обмениваюсь с ними информацией.

А вот, как выглядела Программа курсов по плетению при студии "Тинэ". Это была простая школьная тетрадка, расчерченная на клеточки по количеству учебных недель-занятий. В каждую клеточку было внесено название очередного изделия для изучения на занятии. И это было всё! Никаких методических, дидактических разработок, обработок, целей и задач, знаний, умений и навыков и т. д., без чего у нас в России, пожалуй, немыслима подобная работа, в этой Программе не содержалось.

Под огромным впечатлением от узнанного в Риге я возвратился домой и энергично взялся за создание студии в Новгороде, в тогдашнем Областном центре народного творчества. Целый год посвятил обдумыванию материала, собиранию мыслей в кучу и решению вопросов, связанных с материальной базой будущей студии. В этом же году  подготовил и провёл персональную выставку своих рабов в Новгородском Государственном музее-заповеднике. И вот, первое занятие в студии состоялось 7 сентября 1993 года, то есть через год после возвращения из Риги.

За основу я взял структуру рижской студии. Мне она показалась хорошо выверенной и проверенной временем. Но я внёс несколько изменений. Вместо двухгодичных курсов появились три года. Также я стал заниматься и с детьми и образовал детскую группу. Потом появилась группа пенсионеров, и я стал увлечённо заниматься с ними. Я понял, что пожилые люди - самая преданная аудитория, и что пожилые люди тоже могут добиться великолепных результатов в ремесле. Дважды в год стал проводить семинары-практикумы для начинающих мастеров, живущих в других населённых пунктах Новгородской области и других областях. Семинары проходили неплохо, и вскоре стали приезжать люди из других областей. Это и Ленинград, и Челябинск, и Ярославль, и Самара. А однажды приехала женщина из Норвегии и тоже посетила несколько занятий студии. Сплела небольшие корзинки и осталась довольна. Потом другая из Швейцарии. Она выиграла грант на производство выставки изделий из бересты и приезжала обучаться этому ремеслу в нашу студию.

Через два годя, перейдя со всей студией в Городской дворец культуры, я подумал, что неплохо было бы создать ярмарку для мастеров города и студии. Такое небольшое клубное мероприятие в зимнюю пору, где мастера могли бы показывать свои изделия, а посетители любоваться и что-то покупать. И мы решили попробовать в канун 8 Марта. Сейчас я не могу сказать, прижилась ли ярмарка, но мы провели её уже 12 раз и собираемся проводить ещё. Большинство мастеров на ярмарке, которую мы назвали "Праздник ремёсел", это, конечно, берестяные мастера. Мы проводим её в один день и 350-400 посетителей всегда на неё приходит.

Как обычно, заканчивали учебный год мы отчётной выставкой в Новгородском музее. Несколько раз на таких выставках использовали изделия из фондов Новгородского музея. Наши новые изделия, соседствую с древними и старинными из этнографического и археологического отделов музея, как бы символизировали вечную преемственность, которую так отличает сам принцип развития народного прикладного творчества. Одна из выставок получилась тематической. Она была посвящена новгородскому туески. Назвали мы её "10 веков новгородскому туеску". Мы взяли из музея фрагменты древненовгородских туесков из археологических раскопок, добавили работы крестьянских мастеров позднего периода и сопоставили их с нашими, новыми, сделанными на основе изученного материала. Получилось очень интересно.

В Городском дворце культуры нас приняли хорошо. Всё последующее время мы просто работали, как могли и хотели. Новгородский музей всегда давал нам помещение для наших отчётных, тематических и персональных выставок, в том числе и для юбилейной, посвящённой 10-летию студии, в которой приняли участие 112 мастеров, прошедших обучение в нашей студии, и на которой нам удалось показать 550 экспонатов.. Несколько выставок с большим успехом мы провели в районных центрах Новгородской области: Шимск, Старая Русса, Чудово, Мошенское, Хвойная и Малая Вишера.

Вот некоторая статистика работы студии за 13 лет.

1. За это время через студию прошло - более 200 учащихся

2. Среднее количество учеников в студии за каждый год работы - 25-30

3. Проведено крупных выставок - 21

4. Семинаров-практикумов для начинающих мастеров - 19. На них побывало около 70 мастеров.

5. Для работы со студийцами приезжали мастера из США, Германии, Швеции.

6. Однодневных ярмарок для мастеров в стенах ГДК - 12.

7. В настоящее время в студии занимается 7 мастеров с квалификационным званием «Народный мастер России». Все они добились высокого звания, занимаясь в студии.

Мы не ставим специальных задач развивать, сохранять или поддерживать народное творчество. Мы просто делаем то, что нам нравится. И делаем это, опираясь на твердые основы традиции берестяного творчества, прежде всего, Новгородского края.

Основные выставки, которые проводила или в которых принимала участие студия.

1. Областная выставка берестяного творчества. Посёлок Шимск Новгородской области. Районный музей. 4 - 20 ноября 1994г.

2. Областная выставка берестяного творчества. Город Старая Русса Новгородской области. Городской музей. 20 января - 20 февраля 1995 г.

3. Областная выставка берестяного творчества. Город Чудово Новгородской области. Городской музей 4 - 20 марта 1005 г.

4. Областная выставка берестяного творчества. Город Малая Вишера Новгородской области. Городской музей. 14 октября - 5 ноября 1995 г.

5. Областная выставка берестяного творчества. Посёлок Хвойная Новгородской области. Районный музей. 21 марта - 14 апреля 1996 г.

6. Областная выставка берестяного творчества. Посёлок Мошенское Новгородской области. Районный музей. 14 декабря 1996 - 12 января 1997 г.

7. "Десять веков новгородскому туеску". Новгородский Государственный музей- заповедник 17 марта - 24 апреля 1997 г.

8. "Краски Новгородчины". Областная выставка детского прикладного творчества. В. Новгород, Государственный художественный музей Новгородской земли, 1 сентября - 1 октября 1997 г.

9. Ежегодная отчётная выставка Новгородского отделения Союза художников России. Новгородский Государственный музей-заповедник. 25 декабря 1997г. - 25 января 1998 г.

10. "Постигая традиции 10 лет студии "Новгородская береста"". Новгородский Государственный музей-заповедник. 26 ноября - 21 декабря 2003 г.

11. "Всяк мастер на свой лад". Областная выставка прикладного творчества в рамках Международного фестиваля народного творчества "Садко". Новгородский Государственный Областной Дом народного творчества. 27 мая - 29 июня 2003 г.

12. Областная выставка прикладного творчества «Ремесло за плечами не виснет». 2005 май-июль. Новгородский Государственный Областной Дом народного творчества.

13. Персональная выставка народного мастера России Терентьева Андрея Леонидовича. Июнь-август 2005 г. Новгородский Государственный музей-заповедник.

Состав студии "Новгородская береста":

Ярыш Владимир Иванович - руководитель студии

Список ведущих мастеров студии:

Белов Александр Владимирович.

Диков Андрей Викторович.

Евдокимов Андрей Иванович.

Ефимова Валентина Александровна.

Красильникова Людмила Григорьевна.

Кудряшов Александр Борисович.

Семенова Галина Тимофеевна.

Терентьев Андрей Леонидович.

Федянина Любовь Петровна.

Ресурс: http://fio.novgorod.ru

Главная|Новости|Регионы|Мастера|Типы изделий |Технологии обработки|Мастер_классы|Статьи|Секреты мастеров|Народные_праздники, ярмарки|Словарь|Литература|Ссылки|Разное|Об авторах|


Hosted by uCoz