Логотип

Северная береста

Традиционная обработка бересты
История берестяных ремёсел
Главная
Новости
Регионы
Мастера
Галерея
Археология
Типы изделий
Технологии обработки
Мастер_классы
Статьи
Секреты мастеров
Народные_праздники, ярмарки
Словарь
Литература
Ссылки
Разное
Об авторах

Рассылка новостей
Ваш e-mail:



Регионы\Вологодская область\Великий Устюг\Фабрика "Великоустюжские Узоры"


Фабрика "Великоустюжские узоры"








В 1972 году Вологодским управлением местной промышленности было принято решение о создании бригады резчиков по бересте на Великоустюгской фабрике художественных кистей. Обучение молодых резчиков сложному языку искусства прорезной бересты поручили А. Е. Марковой.
Так начался новый этап в истории промысла - подлинное его возрождение.
В 1981 году в городе состоялось открытие экспериментальной фабрики "Великоустюгские узоры". С этого времени А. Е. Маркова работает в составе творческой группы, созданной на фабрике. Изделия мастера все чаще стали демонстрироваться на различного ранга выставках, их приобретают музеи Москвы, Санкт-Петербурга, Вологды, Суздаля, Великого Устюга.
Во всех работах А. Е. Марковой остро чувствуется поиск новых орнаментальных форм и оригинальных композиций. Художник органично сочетает растительный орнамент, отличающийся богатством и изысканностью форм, с изображением птиц и зверей, а также с сюжетными мотивами фольклорного характера, не переставая удивлять при этом виртуозным владением инструментом.
Решая сложные орнаментальные и композиционные задачи, как правило, в традиционном ключе, мастер широко использует в своем творчестве и новые удачно найденные изобразительные мотивы. Так, в работах последнего времени А. Е. Маркова нередко превращает бересту в ажурную чешуйчатую сеточку, неизменно создающую впечатление подернутой рябью воды, на поверхности которой изображаются нарядные уточки или сказочно красивые лебеди, застывшие в своем грациозном молчании.
Произведения, созданные А. Е. Марковой, по определению И. Я. Богуславской, "отличаются не престо техническим совершенством, упругой пластикой резьбы, отточенностью миниатюрных разработок, но истинно народной вариативностью в традиционных узорах из туго закрученных завитков"53.
Творчество Татьяны Георгиевны Вязовой54 представляет собой новое явление - в народный промысел приходит профессиональный художник. Правда, Т. Г. Вязова не является дипломированным специалистом по художественной обработке дерева, тем отраднее ее проникновенное внимание к проблемам и специфике искусства прорезной бересты, стремление к серьезному изучению на примере музейных образцов традиций старинного промысла и бережное к ним отношение.
В самом начале своего творческого пути художник создает целую серию произведений в стиле "ретро", где знаменитый шемогодский побег приобретает в исполнении автора как бы классическое звучание. Его закрученный в спирали стебель аканта, так называемый корень, вновь приблизился к своей изначальной форме, нашедшей в свое время столь удачное воплощение в работах И. А. Вепрева и мастеров его уровня.
Права И. Я. Богуславская, более чем кто-либо уделяющая внимание творчеству великоустюжских мастеров на современном этапе, говоря о том, что "традиция в народных промыслах подобна почве, которая в зависимости от людской заботы может дать щедрый урожай или засохнуть. Глубокое понимание и знание традиций местного искусства - не путы или тормоз для художника, а своего рода широкий фарватер, направляющий его поиски к новым творческим достижениям"55.
В своем творчестве Т. Г. Вязова обращается не только к истокам шемогодской резьбы. С таким же интересом она изучает памятники великоустюжской резной бересты. Особенно занимает ее творчество городских резчиков первой половины XIX века - Ивана Усова и Степана Бочкарева. Круг изображений и сюжетов в творчестве этих мастеров свидетельствует о своеобразном внутреннем мире народного художника, представителя демократических слоев города. В стремлении резчиков отобразить окружающий мир многое идет от миниатюры XVIII века, а также чувствуется тесная связь с народной картинкой.
Под влиянием творчества этих замечательных мастеров прошлого Т. Г. Вязова создает ряд жанровых композиций. При этом нашли воплощение стилистические особенности и художественные приемы сразу двух школ: выразительные сценки из провинциальной жизни, будь то гулянье или чаепитие, городские пейзажи - все они неизменно возникают в динамичном сопровождении шемогодского орнамента. Эти интересные сюжетные решения, органически связанные с характером резьбы по бересте, служат примером тех больших возможностей, которые предоставляет мастеру и художнику этот замечательный материал.
Современные произведения Т. Г. Вязовой отличаются особой рельефностью благодаря использованию толстого берестяного пласта, позволяющего сделать глубокий резной контур. Умелое тиснение, выполненное сильным давлением с применением тонировок, также создает пластику поверхности, способствует некоторой объемности резного изображения.
Большое чувство материала, богатство и изысканность форм, безукоризненная техника исполнения - все говорит о незаурядных способностях и высоком призвании мастера-художника.
На экспериментальной фабрике художественных изделий "Великоустюгские узоры" трудилось и трудится немало талантливых резчиков.
Еще на Шемогодском комбинате началась деятельность 3. В. Остроумовой и Л. М. Чупровой (Балагуровской). Творчество каждой из них представляет отдельную страницу в истории промысла. Подлинно народной фантазией в умении варьировать орнаментальные формы обладает 3. И. Корчажинская. Замечательного мастерства достигла Г. А. Вологдина, ее работы отличает тонкий лиризм и поэтичность образов.
Среди представительниц молодого поколения особого внимания заслуживает творчество ученицы А. Е. Марковой Светланы Дерновой. Язык ее произведений необычайно пластичен. Тонкая изящная резьба напоминает плетеное кружево.
Замечательная техника исполнения, сложные орнаментально насыщенные композиции отличают работы не менее одаренной ученицы, ревностной последовательницы творчества А. Е. Марковой Татьяны Слепухиной. Радуют успехи молодых резчиц: Веры Обуховой, Татьяны Петровой, Надежды Беричевской, Елены Полутовой.
Для современного промысла по-прежнему характерна практика ученичества как испытанный в веках способ передачи мастерства, наследственного опыта. На предприятии, в цехе, где постоянно занято до тридцати и более резчиков, действует школа художественного мастерства, которую возглавляет Т. Г. Вязова. Курс обучения включает в себя чтение лекций по истории промысла, теории искусства, а также практические занятия, где резчики знакомятся с наследием старых мастеров и лучшими произведениями современных, варьируют их находки. От одного мастера к другому передаются методы работы, техническая сноровка, художественный навык и мотивы изображения; происходит постоянное творческое переосмысление отрабатываемой коллективом художественной системы.
Все чаще произведения ведущих мастеров и художников промысла признаются специалистами как высокохудожественные образцы подлинно народного искусства резьбы по бересте.
Но несмотря на определенные успехи в развитии промысла на современном этапе, существует и ряд серьезных проблем. Так, увеличение массового производства нередко отрицательно сказывается на качестве изделий. К сожалению, руководство фабрики еще не в полной мере осознало то, что бесконечное наращивание выпуска своего рода уникальных изделий промысла может свести на нет их высокие художественные качества.
Созданная на фабрике творческая группа, объединившая опытных художников - А. Е. Маркову, Т. Г. Вязову, Л. А. Корепину, Т. Ю. Лабутину и мастера-столяра И. П. Хомутинникова, прилагает много усилии для того, чтобы серийный выпуск сувениров с занятыми в нем самыми квалифицированными мастерами взял верх над массовым производством.
Результатом постоянных творческих поисков явилось рождение нового, ранее не встречавшегося художественного приема, где Резьба по бересте гармонично сочетается с росписью. Оригинальные мотивы этой росписи создаются художниками фабрики Л. А. Корепиной и Т. Ю. Лабутиной на основе изучения традиционных образцов устюжской росписи XVII-XVIII веков, основнал особенность которой заключается в большом мастерстве рисунка. Одной линией, штрихом художники умели создать необыкновенно выразительный образ, цвет же играл подсобную роль. Графичность и тонкая декоративность отличают лучшие образцы современной устюжской росписи.
Немало внимания уделяется ассортименту изделий. Разнообразные по форме, отличающиеся высоким качеством исполнения образцы шкатулок, ларцов и тарелок создаются поистине золотыми руками потомственного мастера-столяра Ивана Петровича Хомутинникова (г.р. 1928). Творчески подходит к решению задач любой степени сложности В. А. Лагирев. Мастер не только тонко чувствует материал, его возможности, но и при создании оригинальных по форме ларцов и шкатулок снабжает их основательно забытыми, а вернее, и вовсе исчезнувшими из применения хитроумными замками с "секретами".
Наиболее оригинальными представляются те изделия, где береста используется также и в качестве формообразующего материала. Это туеса, короба, миниатюрные шкатулки-тавлинки, почти невесомые, покрытые бархатистым кружевом. Они отличаются особой декоративностью.
Использование природных материалов - одна из общих и основных традиций народного искусства. Именно в материале заключены все не только материально-технические, но и художественные особенности искусства прорезной бересты.
Материал определяет способы обработки его соответствующими инструментами, а приемы во многом обуславливают декор и специфику выразительных средств в целом. Материал и техника обработки неотделимы от характера изготовляемых предметов. Они диктуют как их родовую принадлежность, функциональное назначение, так и особенности формы. Взаимоотношение этих факторов - материала, техники его обработки и предметного качества изделий - составляет основу и наиболее устойчивую часть художественной системы искусства прорезной бересты.
Одним из самых сложных факторов художественной системы промыслов является принцип воплощения образов. Наряду с общими для всего народного искусства поэтичностью, декоративностью и праздничностью, тонким чувством красоты и пластических возможностей материала, для искусства прорезной бересты показателен условный характер орнамента, достигаемый путем образного претворения форм реальной действительности и отбором наиболее привлекательного, по-своему увиденного и творчески переработанного. Сколько разнообразных мотивов вошло в великоустюжскую резьбу за последнее десятилетие (цветы, яблочки, ягоды, травки, звери и птицы, сюжетные изображения), не нарушив при этом ни художественной системы, ни природы искусства.
Композицию декора в современной резьбе по-прежнему диктует форма изделий. На туесах, совершенство формы которых определяет умело найденное соотношение высоты и диаметра, она строится фризом и, огибая круглую поверхность предмета, заканчивается снизу и сверху красивыми каймами, состоящими из односложных повторяющихся элементов. Здесь имеют место вытянутые овалы, формы, напоминающие сердечки, удлиненные изящные ромбики со слегка вогнутыми краями, зубчики, змейка, "плетеный" шнурочек, двойные кружки так называемого глазко-вого орнамента. Интересно отметить, что последние сохранились только в искусстве резьбы по бересте и кости. Каймы используются и в композициях иного плана - прямоугольных, круглых, овальных, в значительной мере подчеркивая строго ограниченное, замкнутое со всех сторон композиционное поле резного покрова.
Плавно изгибающийся растительный побег с крутыми завитками - один из наиболее распространенных мотивов в современном искусстве прорезной бересты. Он повторяется мастерами в разных вариантах. Иногда узор свободно стелется по плоскости, развиваясь в нескольких направлениях, иногда дается в виде ритмически повторяющихся веток-спиралей либо симметрично отходящих от центра вправо и влево стеблей со множеством листочков и ответвлений, увенчанных изящными по форме трилистниками, розетками, яблочками, стилизованными цветами к ягодами. Мастера пользуются и другими приемами, помещая, например, среди пышного растительного узора орнаментально трактованное изображение птиц. Широкое использование данного образа во многих видах народного искусства - вышивке, кружеве, резьбе и росписи по дереву - свидетельствует о давней традиционности этой фигуры, призванной, видимо, выполнять функции оберега.
В процессе творчества некоторые из мастеров слегка намечают тупым шилом на бересте основные контуры рисунка, а затем уже в дело идет резец. Другим, более опытным, такая операция не нужна - уверенными, непринужденными движениями инструмента они сразу являют на свет удивительной красоты узоры. Многолетние навыки дают им возможность безошибочно резать тончайшее берестяное кружево. Удаляемый фон требует, чтобы Узор был сплошным, состоящим из соприкасающихся форм. В нем не могут иметь места выпадающие, не связанные между собой мотивы и элементы. Дополнительная моделировка форм мелкой прорезью и тиснением оживляет рисунок, делает его еще более изящным и пластичным.
Таким образом, высокая степень овладения традиционными производственными навыками и приемами обеспечивает ту гармоничность, свободу и непринужденность орнаментального узора, которую мы ценим как одно из самых совершенных достоинств в искусстве прорезной бересты современного периода.
Отрывок из статьи Н. А. Марушковой
ШЕМОГОДСКАЯ ПРОРЕЗНАЯ БЕРЕСТА
(эволюция художественных приемов второй половины XIX - XX века)

Адрес статьи: http://tues.narod.ru/statyi/10/10.html

Главная|Новости|Регионы|Мастера|Типы изделий |Технологии обработки|Мастер_классы|Статьи|Секреты мастеров|Народные_праздники, ярмарки|Словарь|Литература|Ссылки|Разное|Об авторах|


Copyright © Andrew Polezhaev, Alexandr Shutihin, 2003-2004. All rights reserved.

Hosted by uCoz