Логотип

Северная береста

Традиционная обработка бересты
История берстяных ремёсел
Главная
Новости
Регионы
Мастера
Галерея
Археология
Типы изделий
Технологии обработки
Мастер_классы
Статьи
Секреты мастеров
Народные_праздники, ярмарки
Словарь
Литература
Ссылки
Разное
Об авторах

Рассылка новостей
Ваш e-mail:



Статьи\Народная роспись Северной Двины

назад

Народная роспись Северной Двины

Источник: "Народная роспись Севернй Двины". Автор-составитель Круглова О.В.
Москва. "Изобразительное искусство". 1987.

Крестьянские росписи Северной Двины - яркое и самобытное явление русского народного искусства.
Бурак
Пермогорская
Борецкая
Ракульская
Пучугская
Тоемская

Пермогорская роспись

Основу пермогорской росписи составляет растительный узор. На гибкие побеги нанизаны трёхлопастные, чуть изогнутые листья с острым кончиками и тюльпанвидные цветы, напоминающие древний цветок крина. Среди них кустики из округлых листьев, сирины, нарядные сказочные птицы. В народных росписях Пермогорья 19 века в растительный узор обычно почти на всех предметах быта вписывались ещё разнообразные жанровые сцены из крестьянской жизни.
В цветовой гамме пермогорской росписи преобладают белый цвет фона и красный - основной цвет узора. Жёлтый и зелёный цвета являются как бы допонительными, сопутствующими. Большое значение в росписи имеет тонкий чёрный контур, который наносился гусиным пером свободно, бегло, всегда мастеровито.
Самые ранние изделия с пермогорской росписью, дошедшие до наших дней, датируются 18 - началом 19 века. Многие из этих предметов и вформе, и в характере росписи сохранили традиции искусства предыдущих веков.

Бурак.

Бурак

Фрагмент бурака
Фрагмент росписи бурака

Бурак
Бурак

Бурак
Бурак
Бурак
Бурак
Бурак
Фрагмент росписи бурака



Борецкая роспись
Одним из видов белофонной северодвинской росписи была борецкая роспись.
Круг бытовых предметов, которые украшались борецкой росписью разнообразен. Роспись покрывала многие крупные предметы - сундуки,ларцы, подголовники. В большом количестве украшали деревянную и берестяную посуду. Но, так же как и в Пермогорье, здесь больше всего расписывались прялки. Борецкие прялки велики по размеру, имеют широкую лопасть, чёткий, красивый ряд крупных городков, две круглые серьги и нарядную фигурную ножку. Роспись сверкала белизной фона, на котором ярко горел красный ведущий цвет растительного узора. Сусальное золото, которым любили украшать прялки этого центра, придаёт им ещё большую праздничность и парадность. Композиция лопастки, как бы делится на три части. Под городками нарисованы золотые окна с цветами, в центре - сказочный цветущий куст с птицами (варианты его трактовки бесконечны), а внизу чаще всего размещалась сцена катания.

Скопкарь
Скопкарь

Лицевая сторона лопасти прялки
Лицевая сторона
лопасти прялки

Ракульская роспись

Третий вид Северодвинской росписи - ракульская - тоже имеет очень глубокие самобытные традиции. Она совершенно не похожа на пермогорскую и борецкую и по художественным достоинствам в период своего расцвета нисколько не уступает прославленной белофонной росписи Пермогорья.
В росписях Ракулки в больинстве произведений главную роль играет золотисто-охристый и чёрный цвета, а сопутствуют им чаще всего глубокий зелёный и коричнево-красный. Колорит очень строг, спокоен, а в его сдержанной гамме есть своя прелесть и цветовая гармония. Орнамент очень крупный, в основном состоит из декоративных листьев. Чёрным цветом исполнен не толко контур, но и многие детали - усики, завитки, прожилки.

Фрагменты росписи набирухи для ягод
Фрагменты росписи
набирухи для ягод

Фрагмент росписи прялки
Фрагмент росписи прялки



Пучугская роспись

Выше по Двине, в селе Пучуга, расположенном в 25 километрах от пристани Борок, в конце 19 - начале 20-го века тоже были свои мастера росписи. Наиболее известными мастерами пучугской росписи были художники Кузнецов Филипп Фёдорович и его сын Кузнецов Фёдор Филиппович.

Лопасть прялки
Лопасть прялки



Темская роспись

Тоемская роспись конца 29 - начала 20 века, так же как и пучужская, близка к борецкой. Характерной особенностью прялок Тоймы являются ярко раскрашенная токарная ножка и зеркальце, врезанное в центр с той стороны лопасти, которая обращена к пряхе.



Главная|Новости|Регионы|Мастера|Типы изделий |Технологии обработки|Мастер_классы|Статьи|Секреты мастеров|Народные_праздники, ярмарки|Словарь|Литература|Ссылки|Разное|Об авторах|


Copyright © Andrew Polezhaev, Alexandr Shutihin, 2003-2004. All rights reserved.

Hosted by uCoz