Логотип

Северная береста

Традиционная обработка бересты
История берестяных ремёсел
Главная
Новости
Регионы
Мастера
Галерея
Археология
Типы изделий
Технологии обработки
Мастер_классы
Статьи
Секреты мастеров
Народные_праздники, ярмарки
Словарь
Литература
Ссылки
Разное
Об авторах

Рассылка новостей
Ваш e-mail:



Мастер-класс\Руководство по плетению изделий из бересты А.И.Пяткова
Р У К О В О Д С Т В О
по плетению изделий из берёсты
(издание второе, дополненное)

Дорогим и любимым родственникам – северянам сделано это руководство
Автор: Пятков А.И.
Персональная страница автора
Другие статьи автора:
Коллекция образцов солонок, плетёных из берёсты, выставленных в выставке «Север-2005» в г. Архангельск
Коллекция форм лаптей Севера России
Лапти Архангельской области

8 Основные приемы плетения

8.1 Легенда о "секретах", которые мастера якобы тщательно хранили от посторонних, придумана ленивыми либо бездарными для оправдания себя. Никогда русские мастера и умельцы, не держали втуне свое умение. Другое дело, что далеко не каждому давалось это умение, а мастер был строг и ревнив. Он позволял прикасаться к делу лишь человеку, истинно заинтересованному этим делом, терпеливому и не балоболке. Бездарному и ленивому и вовсе не понятно, почему человек может не часами даже не днями, а неделями трудиться над каким-нибудь лукошком. ( Л.26 )

8.2 Свойства податливого мягкого материала определяют технику плетения из гибких берестяных полос. Для плетения не требуется большой силы в руках, качество работы гораздо больше зависит от правильного усвоения приемов работы.
Получить удовольствие от занятий этим ремеслом может как молодежь, так и люди преклонного возраста.
Для лучшего взаимопонимания условимся о небольшой терминологии:
- Косое плетение - квадраты плетева расположены на стенках изделия так, что диагональ квадрата параллельно горизонтальной или вертикальной линии изделия.

- Полоса - материал для плетения, подготовленный из листовой пластины бересты.
- Лента - материал для плетения значительной длины, снятый с березы по винтовой линии.
- Квадрат - в плетеном изделии квадратный прямоугольник со сторонами, равными ширине полосы.

8.3 Осваивать приемы работы надо с прямого плетения. Прямое плетение считается проще, чем косое (диагональное), но если развить его, то можно получить очень высокохудожественное изделие.

Обучение плетению можно начать на полосках бумаги (ватмана), картона, прессшпана или другой плотной цветной бумаги. Ширину полосок желательно выбирать 10 - 15 мм.
Готовое изделие из ватмана желательно окрасить, что придает изделию жесткость и привлекательный внешний вид.

8.4 Начало плетения

8.4.1 Основное начало плетения изделия можно назвать "ковриком". Такое начало используют при изготовлении корзин, пестерей, хлебниц и т. п. Две, четыре, шесть, восемь и т. д. полосок собираем, складываем, протягиваем, переплетаем на горизонтальной плоскости. Лицевая сторона ленты бересты должна быть сверху и эта полученная поверхность будет дном внутри корзины, например.

Глядя на стрелки нарисованных вариантов начала плетения ковриков, можно не заметить разницы. Однако. при освоении плетения сложных изделий надо обращать внимание на угол коврика, чтобы не переплетать вновь. Направление полосок соединяемых клеток двух изделий может оказаться "не в строку". Требуется проявить внимательность. Для плотного соединения полосок пpименяем кочедык. Начинать учебу рекомендую с плетения коврика.

8.4.2 Второй вариант начала плетения заключается в том, что подготовленные ленты в середине длины перегибаем под углом 90 градусов, складываем и переплетаем. Это начало применяется при плетении лаптей с народным названием "четверик" или "пятерик".

На первом рисунке этого варианта - начало плетения лаптя - "четверика", простейшего вида северной обуви. Загиб полосок в указанную сторону отразится при заплетении носка для правого лаптя. Второй рисунок – это начало плетения задника левого лаптя - "пятерика".

8.4.3 Более сложное начало плетения применяется при изготовлении лент-закладок для книг, ремней к пестерю, берегинь, ремешков, поясов и др.
Берем две длинные ленты и перекрещиваем их в средней части под углом
60 градусов. Далее начинаем перегибать и переплетать имеемые четыре
конца в последовательности указанной на этих рисунках.

Более подробно эти варианты рассмотрены в современной литературе, например, в книжке В.В. Финягина “Изделия из бересты”, М., АСТ “Астрель”, 2001.
Для начала плетения звуковых рожков, “ объемных ” браслетов и т. п.
Бесконечно творчество мастеров плетения в нашей России. Нанайский
8.5 Оформление края изделия

8.5.1 Освоив оформление края, кромки изделия, уже можно самостоятельно сплести многие вещи. Кромка изделия должна быть ровной и крепкой, т. к. она чаще всего имеет повреждения при использовании изделия в хозяйстве.

8.5.2 Край прямого плетения делается обязательно с добавлением третьей полоски или тонкой ивовой вицы для корзины, лукошка. В настоящее время мастера добавляют внутрь плетения кромки проволоку из нержавеющих материалов. Для практики возьмем "коврик" и оформим его края. Дополнительная, короткая (на длину кромки), средняя полоска не дает возможности расходится крайним "квадратам" изделия. Она проходит через все петли перегнутых полос (лент).

Такой прием плетения придает изделию твердость и прямолинейность оформленного края.

8.5.3 Края прямого или косого вида плетения можно оформить "зубчиками". Это оформление кромки используем для плоских и объемных изделий, для солонок, шкатулок, конфетниц и т. п. "Зубчики" желательно сжать и оставить их в зажимах. Изделие подсохнет и край будет более плоским. Можно зубчики прижать шпагатом, резинкой к шаблону, который вставлен внутрь изделия. Также зубчики можно прогладить утюгом.

Для крупных изделий применяют укрупненные, из двух полосок зубцы. Чтобы край получился более прочным и твердым, необходимо по основанию зубчиков также проложить узкую полоску бересты или несколько витков крепких ниток, связанных в "кольцо - обруч" по диаметру кромки изделия.

8.5.4 Следующее оформление края изделия применяется достаточно редко из-за малой прочности и в основном используется для плетения закладок для книг, лямок, поясов и т. п.
Цвет и внешний вид поверхности у длинных лент с двух сторон желательно иметь одинаковыми. Дополнительная полоска вставляется внутрь края для прочности.

8.5.5 Наиболее распространенное оформление края изделия применяется при

плетении корзин. Все ленты кромки перегибаются и вплетаются в поверхность изделия. Перед этим в край при плетении прикладываем элемент жесткости, т. е. вицу, полоску, проволоку, шпагат или другой материал, закрепляя его временно зажимами.
Загибаем вниз пару перекрещивающихся лент по диагонали клетки. Прижимаем зажимами эту пару по краю и дальше используем другие зажимы. Затем от этого начала края слева или справа в зависимости от направления верхней ленты берем следующую пару лент. Верхние ленты, формирующие край изделия, могут быть направлены в другую сторону. Это зависит от того на какой высоте изделия делаем край, т. е. на высоте "полной" или половине диагонали, считая диагонали по вертикали от угла на дне (подошве) изделия.
Перегибаем налево под углом 90 градусов четный по рисунку номер ленты и протаскиваем ее под имеемое плетево. Затем сверху на нее перегибаем нечетный номер парной ленты и протаскиваем ее под лентой заштрихованного квадрата. Далее также поступаем с находящейся рядом парой лент и т. д.
Концы загнутых лент с четными номерами протаскиваем в плетево по всей окружности изделия с помощью кочедыка, находящегося в правой руке. Все остальные концы вплетаем в поверхность изделия и таким образом получаем двойной слой плетения с прекрасным внешним видом.
Если длина лент взята значительна, то можно вплести третий, четвертый слои бересты, делая повороты лент там, "где мера и красота скажут".



8.6 Плетение углов


8.6.1 После освоения техники плетения плоских изделий начинаем изучать приемы плетения углов необходимых для получения объемных изделий. Самый простой в исполнении - прямой угол под 90 градусов. Из сделанного ранее коврика поднимаем все концы полосок вертикально вверх и соединяем их в пучок. Берем дополнительные полоски и вплетаем их в вертикальные полоски. Объемный шаблон, находящийся внутри плетения, помогает создать ровное, симметричное, красивое изделие.


8.6.2 При косом плетении прямой угол под 90 градусов получаем также из коврика. В выбранной точке угла изделия переплетаем полоски попарно, т. е. 1-2, 3-4, поднимая закрепленные зажимами углы коврика вверх. В местах переплетения полосок необходимо вставлять еще по зажиму на каждый угол, а если изделие большое, то используется дополнительное количество зажимов. На рисунке ясно видно, как оформляется угол.

8.6.3 Плоский угол из согнутых попарно на 180 градусов полосок получается путем перекрещивания их под углом 90 градусов. Затем приплетаются остальные полоски с одновременным разводом поверхностей сторон будущего изделия. Этот угол применяется для получения хвостика у солонки-уточки. Два зажима устанавливаются в обе плоскости в указанные места на этом рисунке.

8.6.4 Совершенно плоский и достаточно сложный в изучении угол под 90 градусов получается из коврика. Коврик перегибаем пополам по диагональной линии изгиба, на которой образуется угол. Затем переплетаем с одновременным изгибом две крайние полоски. Эти углы применяются при плетении изделий типа футляров для очков, чехла для ножа или точильного бруска и т.п.

8.7 Плетение ручек, лямок, ремешков и т.п.

8.7.1 Для ручек корзин или лямок пестерей простейшая конструкция состоит из нескольких лент. Три, четыре или более лент, свернутых в согнутый обруч, обвиваются длинной другого цвета лентой, как показано на рисунке. Для корзины ручка изгибается, в имеющиеся петли протягивается сыромятный ремешок-шнурок, который прикрепляется к краю корзины через проколотые отверстия. Такая ручка складывается внутрь корзины, а корзина - в пестерь или кузов, занимая немного места в лесных походах.

8.7.2 Ручка у корзины, которая рассмотрена в разделе 9.4 плетется по такой же технологии. Выбирается лента бересты более толстая и твердая. В корзине делается два разреза для протаскивания основы ручки и затем она оплетается длинной лентой другого оттенка. Некоторые мастера на наружную сторону основы ручки вставляют полосу разрезанную вдоль пополам и оплетают ручку снаружи в шахматном порядке.

8.7.3 Лямки для пестеря в д. Нижмозеро плели из качественной бересты. Вначале делали основу из лент такой же ширины, что и у пестеря в виде кольца, которое затем изгибали пополам. Далее оплетали длинной лентой всю лямку, как показано на этом рисунке. Это переплетение можно назвать “восьмёркой”. Через получившиеся петли на концах лямки пропускали сыромятную кожаную полосу и соединяли с корпусом пестеря. Эти лямки получались достаточно широкими и при переноске тяжелой ноши не натирали плечи хозяину пестеря.

В настоящее время мастера для лямок применяют транспортировочную ленту. Эта черно-серая лента на фоне светлой бересты смотрится неестественно. Вместо сыромятного ремешка можно применить современный капроновый шнур, имеющий различный цвет.

8.7.4 Различные современные ремешки, закладки для книг, полоски, обручи на голову – плетежки из двух, трех, четырех, пяти и более лент подробно рассмотрены в литературе 27 и 28. Берестяная повязка на голову – гривна (берегиня) плетется из двух длинных лент, которые перед началом плетения перегибаются пополам под углом 60 градусов. Ленты в процессе плетения наращиваются приплетением дополнительных лент.

9 Основные виды изделий

9.1 Подставка под горячее

Потренируемся в оформлении краев этого плоского и простейшего изделия, которое делается из коврика. Размеры подставки зависят от ширины и количества выбранных полосок. Набираем для коврика 7 вертикальных и 7 горизонтальных полосок или 10 х 10 полосок и т. п.

Полоски лицевой стороной кладем вниз и перегибаем все на себя. Если не сгибать ни одного квадратика по диагонали, то получится квадратная подставка. Перегибаем полоски по принципу откуда пришла полоска туда и уходит по своему следу.

Другой вид подставки начинаем по-другому. Вначале загибаем две пары полосок по диагонали с любого угла. Лишнюю длину полосок обрежем согласно краю подставки в виде восьмиугольника. Затем перегибаем три полоски слева или справа от двух диагоналей в зависимости от того, где верхняя полоска в диагонали перегиба. Дополнительную третью полоску в край закладывать не следует, т. к. она придет сама в этом изделии при загибе соседних полосок. Полоски вплетаем в основу подставки. Получаем в верхнем (первом) ряду все полоски сверху. Далее по кругу перегибаем снова две диагонали, которые вплетаем в коврик и обрезаем полоски по размерам коврика. И так далее продолжаем...

Получили плоскую форму с 8-ю углами. Однако изделие не готово, если не будет декоративных элементов. Творчество украшения, создания новой формы в Вашей голове и в собственных руках. Для примера можно вставить из проволоки восьмиугольный каркас в край подставки. Каркас накладываем на коврик, а затем загибаем полоски. Далее середину каждой стороны изгибаем вверх, а каждый угол вниз и получаем вазу для сухарей или конфет. В добрый творческий путь мои юные друзья!

9.2 Лукошко

Несмотря на кажущуюся простоту многих изделий из бересты в технике их плетения немало секретов. Для самого простого изделия - лукошка берем четное число полосок вертикальных и переплетаем их с таким же числом горизонтальных полосок. Ширина полосок и их количество зависят от художественного вкуса мастера и конечной цели - получаемого изделия. Длина полосок равна двум диагоналям дна лукошка плюс четыре высоты его края. Для нашего лукошка берем 16 полосок шириной меньше 20мм и плетем коврик. В угловых линиях пересечения полосок устанавливаем 4 зажима, а наименьшее количество зажимов потребуется 8 штук.

Затем формируем углы, устанавливая еще 4 зажима на образующихся боковых стенках напротив угла. Дно уплотняем и плетем боковые стороны на желаемую высоту, например, на две диагонали, считая по углу от дна лукошка.

Далее из проволоки, вицы или толстой узкой полоски берёсты делаем обод - каркас для края лукошка. Желательно концы вицы срезать наискось и связать прочной ниткой. Этот обод через дно поднимаем на высоту 1,5 или 2 диагонали и закрепляем зажимами. Ленты плетения загибаем наружу лукошка и формируем край. Сторона лукошка и высота его должны быть пропорциональны. Например отношение 1,618 к 1,0 - это золотое сечение.

В результате плетения верхний край лукошка имеет форму круга. По окружности вплетаем один ряд лент в одну сторону, а затем второй ряд в другую сторону. После этого желательно выровнять все изгибы диагоналей по краю лукошка, чтобы они были в одной плоскости. Затем можно вплести все ленты по стенкам, а далее и в дно лукошка в любой последовательности.

Концы полосок вплетаем (выковыриваем) в дно в три слоя. Лишнюю длину обрежем или сделаем повороты и вплетем в поверхность дна и стенок.

Пpи необходимости переноски лукошка далеко делаем ручку, как у корзины, или пpикpепляем пояс (ремень) для подвешивания лукошка через плечо.

9.2,5 Коробушка

Коробушка достаточно высокое изделие в сравнении с лукошком. Она служит для различных, хозяйственных целей. В маленькой коробушке храним пуговицы, а в большой – катушки с нитками. Сделаем её высотой четыре диагонали, при размере дна, сплетенном из лык 10 х 10.

Оригинальную крышку можем сплести путём дополнительных углов. Начинаем с коврика из полосок 4 х 4, затем добавляем четыре полоски и формируем дополнительные 4 угла. Далее вновь добавляем четыре полоски и формируем ещё дополнительные 4 угла. Для разнообразия можно добавлять по восемь углов в одной плоскости крышки.

9.3 Хлебницы

9.3.1 Этот образец хлебницы сфотографирован в музее г. Северодвинска и снимок имеется в юбилейном альбоме "Северодвинск - 50".

Чтобы хлебница была размерами для двух буханок хлеба, необходим коврик из 24 полосок ( 12 х 12 ) шириной не более 20 мм. При плетении подобных больших изделий очень важно проверить в начале плетения расстояние между углами по диагонали коврика. Оно должно быть одинаковым, иначе после формирования края изделия может получиться волнистая линия или два угла будут выше, а другие два - ниже. Оформляем углы в точках между 5 и 6 полосками (лентами) и высоту основания хлебницы делаем равной 3 диагоналям. Край оформляем аналогично лукошку.
Крышку хлебницы плетем высотой 1,5-2 диагонали из лент на ~0,5 мм шире, чем ленты для основания, и край оформляем зубчиками. Крышка хлебницы используется на столе, как блюдо для нарезанных кусочков хлеба. Ленты лучше маслом не протирать, т. к. позднее может появиться грибок плесени в изделии, а затем и на хлебе.
Хлеб в берестяной хлебнице может лежать бесконечно. Он превратится в сухарь, но не заплесневеет. На дно хлебницы необходимо положить палочки из вереска. Хлеб на воздушной подушке лежит и вереск обладает бактерицидными свойствами. "В подобной берестяной хлебнице в сорокоградусный мороз хлеб не замерзал. Приедешь в Город, зайдешь в чайную, откроешь короб, а оттуда - парок идет".



Хлебница автора П.В. Черепанова находится в музее г. Москвы. Она сплетена из белых и темных полосок шириной 10-20 мм, украшена двумя рядами треугольничков по всему периметру. Плетем вначале коврик из 14 вертикальных и 14 горизонтальных лент. Далее формируем четыре угла и плетем боковую сторону, сильно затягивая ленты, добиваясь плетения квадратиков не под углом 90 градусов. В результате получим расширение в верхней части изделия. Высота хлебницы сделана в четыре диагонали. Треугольники делаются одной лентой, но другого цвета, чем основное плетение. На этом же рисунке показан вариант вплетения одной лентой косых четырёхугольников. В этом случае можно закрепить два прутка жёсткости по всему периметру изделия.


9.3.3 Эта хлебница сплетена по заказу и храниться у Боровой Е.И. Её конструкция отличается перегородкой, разделяющей на две части весь объем. Сплетена из лент шириной 14 мм и длиной более 95 см. Начало – коврик сплел из 25 лент на 25 и одновременно вплетал полоски для перегородки, которая разделяла батон от буханки ржаного хлеба. Дно хлебницы имело размеры 20 см на 30 см или 10 х 15 диагоналей. Стенки подняты вместе с перегородкой на высоту 12 см. Крышка – блюдо для нарезанного хлеба имеет небольшую высоту и ровный край без зубчиков. Чтобы крышку закрывать в одном и том же положении, на одной из боковых сторон крышки и хлебницы выплетены две звездочки.

9.4 Корзинки

Множество различных видов корзинок плетут народные мастера. Корзинки различаются габаритами, формой, ручками, декоративной отделкой.

9.4.1 Давайте попробуем сплести прабабушкину корзиночку из конца 19 века. Отличается она от лукошка вытянутым прямоугольным дном, большими размерами и овальной формой стенок.

24 ленты шириной 20 мм и длиной не менее 135 см уложим ковриком, крест - накрест. Чертим шилом или карандашом контуры дна в виде прямоугольника со сторонами 8 на 4 диагонали. Затем ленты, образующие угол, переплетаем в шахматном порядке. При этом будут подниматься все стороны корзиночки. Перегибы сторон и дна должны быть плавными. Плетем стороны до высоты 3 диагоналей и стягиваем стенки временным шпагатом. Далее плетем стенки до высоты равной 6 диагоналям, одновременно расширяя на конус форму корзинки. Клетки плетева получаются не квадратными, а вытянутыми горизонтально.

Из ивового прута вначале выгибаем круглый обруч, который в двух местах перетягиваем шпагатом так, чтобы получился овал. Высохший овал наденем через дно корзинки на плетево и оформим край. Каждую пару переплетенных лент следует отогнуть через обруч наружу и пропустить через ленты первого слоя плетения с внешней стороны, пока не будет покрыта вся поверхность корзинки.

Наконец к корзинке прикрепляется (приплетается) ручка. Сделаем это таким способом: на противоположных сторонах прорезаем узкие отверстия (ширина их должна соответствовать ширине ленты, приготовленной для ручки). Ленту ручки пропускаем через отверстия стенок несколько раз и выравниваем по длине ручки полученные 5-6 слоев. Обматываем эти ленты оставшимся концом и затем прячем его вдоль ручки. Более наглядно, как оплетаем и просовываем, видно на рисунке. Чтобы витки держались на ручке плотно и не смещались после очередного витка, конец ленты нужно поочередно просовывать под верхнюю ленту ручки. При вплетении для жесткости ивового прута на наружную часть стенок корзинки можно ручку закрепить за этот "обруч", не прорезая щели в стенках.

Третий вариант ручки изложен в технологии изготовления ручки подстаканника.

На празднике города Архангельска в парке у театра один мастер говорил о своей очень аккуратной работе: “Хуже не могу, а лучше сделать можно”.

В литературе 17 на страницах 126 и 150 рассмотрены сувенирные корзинки из поселка Калевала, сплетенные без дополнительного декора. Размеры донышка равны 3х5 диагоналей и 2х4 диагоналей при высоте стенок 3,5 и 3 диагонали соответственно.

9.4.3 Корзина с очень прочной ручкой имеется в музее Малые Корелы. Внутри плетения основания ручки видим сквозной квадрат без бересты.

9.5 Солонки

Разнообразием форм отличаются берестяные солонки. Подчас берестяным солонкам придавали форму, отдаленно напоминающую силуэт птицы. В обычае были скульптурные по форме, ловко сплетенные из берестяных полос дорожные солоники. Их раскрашивали в шахматном порядке каждый ряд плетения в особый цвет. В целом получается ослепительная радуга, особенно выделяющаяся, среди лесной зелени. В литературе 33 очень подробно расписана технология прямого плетения солонки – кубика и солонички – птички. Для повышения своего мастерства непременно сплетите для своей коллекции аналогичные образцы.

9.5.2 Образец солоницы – уточки диагонального плетения из деревни Конец Вологодской области имеется в литературе 34, стр.94. Плетение начинается с хвоста изделия из полосок 3х3.

9.5.3 Сплетем солоник-уточку аналогичный образцу, имеющемуся в музее в Москве. Она плетется из 6 лент и началом является наш коврик. Верхний угол коврика будет хвостиком. Две короткие полоски из шести вложить слева и справа от нижнего угла. Начиная с хвостика ленты поднимаем попарно вверх, перегибаем затем в обратную сторону и переплетаем вновь. Получили две плоскости хвостика уточки (кулек).

На той плоскости, которая будет дном солонки, формируем два угла на расстоянии друг от друга в две диагонали. Углы плетутся между второй и третьей лентой.

Далее плетем туловище уточки и после получения дна-основания с размерами 2 на 3 диагонали формируем еще два угла, поднимая ленты на спинку и грудь уточки. В этом месте нашей технологии две пары лент пошли навстречу друг другу, поэтому необходимо обрезать в каждой паре короткую ленту так, чтобы обрезанный конец лежал на поперечной ленте, а не выступал внутри солонки. Длинную ленту продолжаем вплетать в туловище уточки-солонки. Набравшись опыта в плетении, Вы мастерски учтете длину этих кончиков при наборе коврика и обойдетесь без лишнего обрезания.

На спинке уточки получаем 3 полных диагонали, считая с хвостика, а четвертую диагональ перегибаем вверх к горлышку. Горловина выплетается из выступающих вверх 4 пар перекрещивающихся лент по аналогии с плетением края корзины. Обязательно для долгой службы солонки вставить в край круглый или квадратный обруч-обод из крепкого материала. Второй и третий слой лент уплотняют стенки солонки и делают ее водонепроницаемой.

Необходимо намочить солоник, помять его и кончиком или пяточкой ножа обрезать аккуратно выступающие концы лент.

Крышка - пробка в виде головки уточки вырезается из кусочка тонкого дерева вместе с сучком. Она должна плотно входить в горлышко солоника и надежно держаться в нем. Для уплотнения плетева можно дополнительно вплести декоративные треугольнички - перышки на туловище уточки.

От ширины лент зависят размеры изделия. Выплетая треугольнички, можно получить эффект пёрышек на туловище уточки.


Солонка из Карельского государственного музея совмещает элементы косого и прямого плетения. Начинается плетение с коврика основанием 4х4 полоски. “Горб” у солонки делается по данному рисунку. Пробка для этой солонки также плетеная. Прямое плетение применено довольно оригинальной конструкции. Кольца из бересты в несколько слоев соединяются в прямоугольную пробку.

Солонка из музея в г. Архангельске. Она сплетена из толстой, широкой бересты и имеет деревянную пробку. Основание солонки равно 1 х 4 диагонали, а длина основания равна ~ 8 см.

9.5.6 Солонка из музея этнографии в г. Ленинграде. Эта солонка имеет такое же основание, как и предыдущая, но хвостик стилизованной уточки сплетен острым. В п.8.6.4 рассмотрено формирование этого угла.

На образце солонки спинка уточки по длине равна 2,5 диагонали и высота хвостика от основания также равна 2,5 диагоналей.

9.5.7 Плетение плоской солонки по форме фляжки не представляет труда, если имеются навыки плетения. Из 8 полосок шириной 20 мм и длиной 85 см плетем коврик, затем делаем углы и выплетаем стенки.

9.5.8 Солонка – бутылка. Автор Жильцов П.И., Архангельская обл., 1970г.

Коврик равен 6х6 полосок, высота – 4 диагонали. Крышка сделана также из бересты и у крышки – пробки сделаны повороты четырех полосок на 90 градусов в верхней части. В корпус солонки вплетены две ленты по всей поверхности для создания ритмического рисунка из треугольничков.

9.5.9 Солонка из Пинежского района. Ширина полосок ~ 40 мм. Пробка деревянная. Никогда не слеживалась и не мокла каменная соль. Основание солонки равно 1 х 6 диагоналей, а высота в хвостике – 2 диагонали.

9.5.10 Уточка – солонка, автор Пятков А.И.

Она плетется из коврика 8 х 8 полосок, а основание-брюшко равно 3 х 5 диагоналей. Хвостик имеет по своей оси высоту 3,5 диагонали. Боковые стенки плетем высотой 1,5 диагонали по три диагонали в кромке, начиная от хвостика. Затем поднимаем стенки на две полоски, как и у хвостика. Далее делаем шею и голову уточки, рассматривая подробно рисунок.

10 Литература

    1 Е. Донец, П. Рачков Плетение из лозы и лыка. М., Изд."РАНКО-пресс",1993 г.
    2 Финягин В.В. Изделия из бересты. Уроки ремесла. М., АСТ “Астрель”, 2001 г.
    3 Блинов Г.М. Ремесло древнее и редкое. “Правда Севера”, от 13.03.82
    4 Загребаева Л.В. Плетение из соломки, бересты и лозы.Минск, “Миринда”, 1999 г.
    5 " Вокруг света ", N9 1977 г., N5 1983 г.
    6 Богуславская И.Я. Северные сокровища. Архангельск, СЗКИ, 1980 г.
    7 Малая советская энциклопедия, т.1. М., 1933 г.
    8 Некрасова М. Народное искусство России. М., “Советская Россия”, 1983 г.
    9 Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. М., “Русский язык”, 1980 г.
    10 Каплан Н.И. Народные художественные промыслы.
    М., “Высшая школа”, 1980 г.
    11 Орловский Э.И. Изделия народных художественных промыслов Л., “Лениздат”, 1974 г.
    12 Гецова О.Г. Архангельский областной словарь. М., МГУ, 1981 г.
    13“Юный техник”, N5, 1989 г., N7, N8, 1992 г. и приложение к журналу N4, 1984 г.
    14Кузнецова М.А. Сказания о лекарственных растениях. М., “Высшая школа”, 1992 г.
    15 Рондели Л.Д. Народное декоративно-прикладное искусство. М., “Просвещение”, 1984 г.
    16 Хворостов А.С. Мастерим вместе с папой. М., “Просвещение”, 1991 г.
    17 Косменко А.П. Карельское народное искусство. Петрозаводск, " Карелия ", 1977 г.
    18 Разина Т.М. О профессионализме народного искусства. М., "Советский художник", 1985 г.
    19 Миринаускас К.К. Изготовление плетеных изделий. М., “Россельхозиздат”, 1986 г.
    20 Барадулин В.А. Художественная обработка дерева.М., “Легпромбытиздат”, 1986 г.
    21 Таланин Ф.А. Производство березового дегтя. М., “Лесная промышленность”, 1981 г.
    22 Панорама, сборник Молодежь. Искусство. Время. М., "Молодая гвардия" , 1986 г.
    23 Никулин Ф.М. и др. Плетеные изделия. М., “Лесная промышленность”, 1982 г.
    24 Фролова Е.Н. Чистый источник. М., “Молодая гвардия”, 1990 г.
    25 Блинов Г.М. Чудо-кони, чудо-птицы. М., “Детская литература”, 1977 г.
    26 Белов В. Лад. Очерки о народной эстетике. М., “Молодая гвардия”, 1982 г.
    27 Федотов Г.Я. Из соломы, травы, камыша… М., “Сделай сам”, № 3, 1992 г., изд. “Знание”
    28 Шкут Н.Н. Белорусские художественные промыслы. Минск, “Наука и техника”, 1985 г.
    29 Филева Н.А. Современное народное искусство Севера. Каталог выставки, посвященный 400-летию Архангельска.
    30 Трапезников Ф.Ф. Плетение ивового прута и бересты М., “Нива России”, 1992 г.
    31 Караманский С.А. Плетеные изделия. М., “Экология”, 1992 г.
    32 Фролова Е.Н. Чистый родник. М., “Молодая гвардия”, 1990 г.
    33 Барадулин В.А. Сельскому учителю о народных промыслах. М., “Просвещение”, 1979 г.
    34 Чекалов А.К. По реке Кокшеньге, стр.94. М., “Искусство”, 1973 г.
    35 “Северные просторы”, NN 3,4,5,6, 1992г.
    36 Работа с ивой, лозой, берестой. М., “Вече”, 2002 г.
    37 Федосеева В.К. Работа с берестой. Каргополь, 2002 г.
    38 Клыков С.С. Работа с берестой. Пособие для учителей. Архангельск, 1995 г.



Главная|Новости|Регионы|Мастера|Типы изделий |Технологии обработки|Мастер_классы|Статьи|Секреты мастеров|Народные_праздники, ярмарки|Словарь|Литература|Ссылки|Разное|Об авторах|


Copyright © Andrew Polezhaev, Alexandr Shutihin, 2003-2007. All rights reserved.

Hosted by uCoz