Логотип

Северная береста

Традиционная обработка бересты
История берестяных ремёсел
Главная
Новости
Регионы
Мастера
Галерея
Археология
Типы изделий
Технологии обработки
Мастер_классы
Статьи
Секреты мастеров
Народные_праздники, ярмарки
Словарь
Литература
Ссылки
Разное
Об авторах

Рассылка новостей
Ваш e-mail:



Статьи\Описание технологического процесса иготовления художественных изделий ООО "Умелец"

назад

Описание технологического процесса
изготовления художественных изделий
ООО «Умелец»


Статья с сайта http://gov-vyatka.ru Адрес страницы http://gov-vyatka.ru/data/lru/other/wood/wfabr034.htm

1.Из лозы
2.Из бересты
3.Из соломки ржаной
4. Из соснового корня

1. Из лозы:

Кировская область издавна богата зарослями ивы по берегам рек и водоемов. Лозу - гибкие ветки ивы - вручную заготовляют или весной, с начала таяния снегов и до набухания почек, или осенью со времени опадания листьев. Предварительно замочив или пропарив, с веток ивы снимают кору. Иногда с помощью специального инструмента ивовый прут раскалывают на несколько узких лент, сортируют по толщине, подсушивают и хранят в пучках.

Перед самым плетением лозу снова замачивают для гибкости. А затем начинается важный этап работы, в который мастера вкладывают все свое умение и творчество, тепло своих рук и верность традициям: изготовление плетеных изделий

Изделия: При изготовлении разнообразных корзинок, фруктовниц, конфетниц и т.д. применяются различные виды плетения: простое, ромбовидное, стежкообразное, узлообразное, ажурное и другое. При художественном оформлении изделий используются сочетание других природных материалов (береста, соломка), а также варьирование видов плетения при составлении композиции изделия при условии сохранении традиционности узора плетения и качества исполнения. Цветовая гамма изделий зависит от природного цвета лозы, от сорта ивового прута, что также ведет к разнообразию оформления работ мастеров.

Мебель: Основным сырьем для изготовления плетеной мебели служат ивовые прутья, и круглые палки, расколотые тонкие ленты и пластины из ивы. Материалы, применяемые для изготовления одного изделия, подбираются по цвету и тону. Для придания плетеной мебели устойчивости и прочности применяются проножки (гнутые детали), которые в зависимости от конструкции могут быть в виде крестовин, полуподков, а также кольцеобразные и двутавровые. Изделия выпускаются без применения лака и морилки, что сохраняет натуральный цвет растительного сырья.

2. Из бересты:

Бересту заготавливают вручную, в виде пластин, сколотней (цилиндров) и узких лент. На дереве делается разрез по всей гладкой поверхности ствола, ножом слегка отгибают края и руками снимают всю бересту вокруг ствола. После этого береста укладывается в пачки для транспортировки.

На рабочем месте бересту подбирают по цвету, расслаивают до необходимой толщины, ножом вырезают сучки и крупные природные наросты. В дальнейшем согласно групповым технологическим картам нарезаются детали будущего изделия, собираются или плетутся по образцу-эталону. Изделия из бересты бывают плетеные, сшивные и выворотные.

При плетении из бересты используется плоское, объемное и чередующее плетение. Сочетание природных оттенков бересты (от молочного до светло-коричневого) подчеркивает разнообразие узоров: шашечек, треугольников, цветочков. Художественное варьирование изделий достигается путем использования мастером дополнительных элементов плетения: простых лент, лент с загибом, зубчика, двойного зубчика. Разнообразно и оформление края изделий: манжетом, зубчиком, либо ровной поверхностью, дополнением служат и ленты из бересты, которые завязываются бантиками.

При изготовлении сшивных изделий из бересты используются ручные чеканы, которые позволяют создавать многие варианты орнамента на изделиях. Каждый мастер согласно вятским традициям применяет свой рисунок тиснения на бересте. Детали у бурачков, коробочек сшивают лентой из сыромятной кожи, а затем донышки и крышки облицовывают берестой. Клеевое соединение просушивают, и только после этого собирают заготовку изделия.

Завершающей стадией изготовления изделий из бересты является их обработка, то есть подрезка, подсушка.

3. Из соломки ржаной:

Соломка - трубчатая часть стебля злаковых растений. Она отличается прочностью при относительно тонких стеблях, а золотистая окраска имеет большую гамму оттенков - от серебристо-зеленого до густо-желтого и красноватого. Заготовка ведется только вручную - серпами. Сжатый хлеб связывается в снопы, и после просушки аккуратно отбивается для удаления зерен. Хранят связанную в снопы соломку в затемненном помещении.

Подготовка соломы к плетению происходит следующим образом: стебли очищаются от листьев, удаляются узлы и утолщения. Затем сортируют соломку по длине, толщине, цвету. Для получения равномерного золотистого оттенка соломку раскладывают на солнце и выдерживают от нескольких часов до трех дней. Чтобы получить серебристо-белый цвет, производят отбелку. После отбелки соломку дважды промывают горячей водой и производят сушку.

Изделия из соломки бывают каркасные и бескаркасные. Бескарскасные (корзинки, фруктовницы, конфетницы, сухарницы) изготовляются из длинного круглого плетешка и оформляются отдельными деталями. Изделия с каркасом, то есть ларцы, шкатулки и коробочки, обшиваются плетешком и дополняются объемными квадратами, ковриками из соломы.

Процесс изготовления изделий из ржаной соломки таков: сначала подбирают одинаковые по толщине и цвету соломки, но разной длины.

Плетешки из отдельных соломин плетут «от себя», держа выплетенную часть на коленях; толстые же плетешки, выплетаемые из пучков соломы, плетут «к себе», предварительно прикрепив к чему-нибудь начало плетешка. Из соломки можно плести коврики в технике «шахматка», «квадрат». При этом, используется природный цветовой оттенок соломы и коврик получается с разнообразным отливом от золотистого до фиолетово-розового. Разная толщина соломки позволяет выплетать плетешок различного диаметра, благодаря которому мастер варьирует орнамент из отдельных деталей. Тип плетешка и способ его сшивания выбирают в зависимости от вида образца.

Из соломки собираются объемные ромбы и квадраты. Они изготовляются мастерами отдельно, а затем прикрепляются к шкатулкам и ларцам.

За счет различного сочетания объемных ромбов, ковриков и круглого плетешка достигается множество вариантов одного вида изделия.

При сшивании применяется два вида ручных стежков: «вперед иголку», «назад иголку». Способы сшивания таковы: «встык», «уступом» и «плоскостью». Сборкой и оформлением ларцов, шкатулок, корзинок, сухарниц и конфетниц согласно образцу-эталону завершается производственный процесс.

4. Из соснового корня:

Умельцы отправляются в лес, где отыскивают местонахождения хорошего корня (надо заметить, что лучшим корнем считается корень сосны). Добытые корни связывают в пучки и складывают в закрытом месте, защищая его от дождя и ветра.

Подготовив материал должным образом, умельцы приступают к самому плетению. Весь процесс заключается в последовательной перевивке параллельно сложенных шнуров корня. Некоторые изделия, например, сухарницы, вазы, оформляются еще отдельными шнурами, разными украшениями - клеточками, решеточками и прочими орнаментами. Ручной труд позволяет мастеру творчески подходить к процессу плетения каждой вещи из соснового корня, благодаря различному сочетанию украшений, они уникальны и оригинальны.

Процесс производства заканчивается просушиванием изделий.
Каждое изделие из лозы, бересты, соломки и соснового корня принимается техническим контролем предприятия «Умелец», тем самым обеспечивается высокое качество продукции и ее соответствие вятским традициям.


Главная|Новости|Регионы|Мастера|Типы изделий |Технологии обработки|Мастер_классы|Статьи|Секреты мастеров|Народные_праздники, ярмарки|Словарь|Литература|Ссылки|Разное|Об авторах|


Copyright © Andrew Polezhaev, Alexandr Shutihin, 2003-2004. All rights reserved.

Hosted by uCoz