С пяти до шестнадцати лет будущий заслуженный работник
культуры России воспитывался у деда, в глухой северной деревне, в медвежьем
углу. Там он научился лапти плести (в хлеву в них работал) и туеса,
корзины из дранки делать. Когда вернулся в Архангельск, испытывал тоску
по патриархальности. Ему было плохо от того, что в квартирах нет икон
в красном углу, нет своедельных резных буфетов, тканых половиков, плетеных
коробов... Как писал Арсений Тарковский:
Наблюдать умиранье ремесел все равно что себя хоронить.
Бурчевский себя хоронил. Выжить ему помогли в "Беломорских
узорах", куда его взяли сразу мастером (благо, за плечами у него было
профтехучилище, где он учился на судового плотника и столяра). Владимиру
понравилось на предприятии то, что там работали по договорам с умельцами,
которые жили в районах. К ним надо было выезжать. Бурчевский пообщался
с ними (у ложкаря Савелия Мяндина жил полтора месяца) и понял, что его
судьба предрешена.
Потом Владимир Николаевич работал в Художественном
фонде. И там ему нравилось. Но потом все-таки ушел в 17-ю архангельскую
школу. Сказалось свойство характера: Бурчевскому надо не просто что-то
делать, а еще делиться с кем-то своими знаниями.
Новатор стал преподавать здесь труд по специальной
программе, которую утвердили в министерстве. Тогда, 20 лет назад, в
образовании не было такого простора авторским программам, как ныне. На
уроках делали черенок для лопаты, а в лучшем случае - табуретку. А
новый преподаватель занимался с учениками и лепкой из глины, и резьбой
по дереву, и лоскутным шитьем, и ткачеством.
Понемногу Бурчевский умел (и умеет) все. Но по-настоящему
он один всему научить не мог. И постепенно (уже в детской мастерской
народного творчества Дворца пионеров) вызревала идея школы ремесел.
Бурчевского поддержали в областном отделе народного образования (им
руководил тогда Владимир Кузнецов) и в министерстве.
Школа открылась. Но свое здание появилось не сразу.
Потом им обзавелись. Однако понадобилась и пристройка. Прирастала
школа помещениями и филиалами в один из самых трудных для России периодов.
И приросла. Вот что значит хорошая идея, энтузиазм, настойчивость и
терпение.