Красноборский туесовый промысел
"Страна теусов"
В музейных коллекциях Петербурга, Архангельска,
районных центров Архангельской, Вологодской и других областей хранится много
берестяных туесов, собранных в различные годы на Русском Севере. Особым
качеством исполнения отличаются туеса с реки Уфтюги и окрестностей Красноборска.
Именно в этом районе существовал до недавнего времени туесовый промысел.
Туеса расходились отсюда по всему Северу России и дальше. "Время возникновения
этого промысла еще не ясно. Местные старожилы связывают его происхождение
со старообрядческими скитами и поселениями, появившимися здесь в XVII-XVIII
вв. У туесов была своя технология, которая отличалась от других. Обязательно
дискообразные крышка и донышко, деревянная ручка-дужка, первый слой со сколотня,
второй слой с зигзагообразным замком, в нижний и верхний отворот сколотня
вставлялся прутик для придания жесткости, береста ровная, чистая, с мелкими
иглами, и обязательно метки мастера по сторонам замка. Именно благодаря этим
стандартам качества уфтюжские туеса можно отличить от других, если они не
расписаны или не покрыты тиснением. Технология эта использовалась с давних
времен и сохраняется сейчас. Что-то добавить или убавить из нее нельзя
- до того она выверена коллективным народным опытом..
Широко известна Верхнеуфтюжская роспись берестяных изделий. Многие
исследователи народного искусства посвятили свои работы этому виду росписи.
Уместно привести почти полностью статью из сборника трудов НИИХП. В XIX
в. промысел был широко развит, и росписью туесков занимались жители многих
деревень. Центром промысла считалась деревня Ново-Андреевская, находящаяся
вблизи Верхне-Уфтюжского погоста. Сильное сокращение промысла началось
в годы первой мировой войны. Однако старики вспоминают, как еще 30-50 лет
тому назад, весной во время разлива реки Уфтюги вниз на Двину отправлялись
баржи, наполненные туесками, которые продавали на базарах в Архангельске,
Вологде, Сольвычегодске и Великом Устюге.В 30-ые годы образовалась артель
берестянщиков с ведущими мастерами во главе. Туеса имели широкий рынок сбыта,
доходили они до грибного базара в Москве, где их раскупали нарасхват. До
1946 г. мастера были объединены в артели. Много мастеров работали на дому.
Занимались на Уфтюге, кроме росписи берестяных туесов, еще и тиснением.
В Российском этнографическом музее хранится 8 туесов мастера Трапезникова
В. В. с прекрасным тиснением. Доставлены в музей они были в 1940 г, экспедицией
музейных сотрудников. В музее народного искусства (г. Москва), в В. Устюге,
Сольвычегодске тоже есть уфтюжские туеса с тиснением.
Тиснение - более архаичный способ декорирования бересты, оно более
практично, по сравнению с росписью, к тому же тиснение, если сравнивать
его с прорезью, не нарушает целостности материала. Оно труднее в исполнении,
но зато какие прекрасные качества в использовании!
Сведений , собранных по промыслу туесов вокруг Красноборска, не так
много, но и их достаточно, чтобы понять какой хороший промысел существовал
раньше и который можно с успехом возродить. Вот, например, замечание из
дневника известного русского художника В. Верещагина, который путешествовал
в 70-е годы 19-го столетия по Северной Двине : « Каждый год в Красноборске
бывает несколько ярмарок. Раписных бураков местной работы, которыми Красноборск
славится , мы купили несколько штук по двухгривенному, хотя обыкновенная
цена 9-10 копеек , Бураки очень удобны, в них можно держать решительно всё
, до молока и воды включительно»
«Работой занимаются крестьяне Великоустюжского уезда и довольно
в большом количестве, как для местного употребления, так и для продажи,
особенно в Архангельскую губернию» выдержка из « Росписи вещам,представленным
на Вологодскую губернскую выставку, Вологда, 1837г., стр.4.
Отчёт 1912 года Сольвычегодского уездного земства: « В Великосельской
волости занимались изготовлением бураков 45 человек, а в Берёзонаволоцкой
– 22 человека».
На промысел сильно повлияли первая мировая война и технический прогресс,
но все-таки он существовал. Берестяная утварь по-прежнему бытовала в деревнях
– легкая, дешевая, удобная и красивая.
В начале 60-х годов в Красноборском мехлесхозе решили освоить выпуск
берестяных туесов. С помощью старых мастеров были составлены технологические
условия изготовления, оговорены все стандарты качества. Было проведено
3 семинара, на которых 150 слушателей, в основном рабочие и мастера лесничества,
учились старинному промыслу.
Теоретическую часть вел директор мехлесхоза Шняков Б.И., а практическую
– Опякин И.И. Мастер показывал, как делать туес, затем участники семинара
закрепляли на практике показанное и услышанное. В 1966 г. Начали выпуск
туесов, делали до 1000 штук в год. Туеса делились на сувенирные (до 3-х литров)
и хозяйственные (свыше 3-х литров). Пробовали украшать прорезной берестой.
Туеса поставлялись в местную торговлю, в Архангельск, Ленинград, Москву.
Отбор туесов был очень строгим, за качеством следили мастера участков.
В начале 70-х годов послали туеса на ВДНХ, после чего Министерством
торговли были заключены договора с Италией, Францией, США. Пользовались
они успехом и в СССР. Туеса расходились на подарки иностранным делегациям.
На ВДНХ туеса получили бронзовую медаль. В зале, где они былт выставлены,
демонстрировали фильм, снятый в Красноборске: И.И.Опякин делал туеса, рассказывал,
как заготавливать материал. Когда фильм показывали в Красноборском Доме
культуры, зал был полон. Мастер не мог сдержать слезы.
Национальная выставка СССР в Лондоне (1979 г.) прошла для красноборских
туесов неудачно. Англичанам требовалась точная дозировка, их не удовлетворяли
формулировки «до 1 литра», «до 3-х литров», требовалась точность 1000 мл,
3000 мл…
Последним мастером, изготовлявшим туеса на продажу, был К.А. Беляков,
который еще в 1991 году сделал и сдал на склад 350 туесов.Искусствовед Н.Тарановская
из Русского музея , побывав на Верхней Уфтюге, справедливо и метко назвала
эти места – « страна туесов».
А.Шутихин.
|