« Распространен этот промысел был
повсеместно. Так, к примеру , в Малмыжском уезде в 1875 году было 152 берестяника,
а в 1884 уже 384 ; в Вятском уезде , близ губернского города, в 1873 году
– 53 человека , в 1890 году – 83 мастера , а в Орловском в 1885 году значится
аж 1548 берестяников.»
« Как же украшали вятский бурак? « Памятная книжка Вятской губернии «
за 1873 год сообщает: « Бураки Пластининской волости ( Вятский уезд – Прим
. авт.) окрашиваются масляными красками, чем специально занимаются восемь
человек».
« Вятские губернские ведомости» за 1890 год расширяют эту информацию:
« Бураки вырабатывают разных величин и достоинств ( начиная от семи- восьми
вершков в поперечнике и кончая игрушечными ). Вятские кустари умеют раскрашивать
бураки и вытискивать на них узоры, но делают это менее искусно , чем пермские…
В Слободском ещё до ныне выделываются бывшие некогда в большом употреблении
берестяные табакерки с фольгой и простые.»
В этой же корреспонденции мы узнаем, что наши бураки находили не только
местный сбыт: «но идут также в низовые города, куда отправляются трубами
по несколько штук (вкладываясь один в другой как матрешки. – Прим. авт.) …»
Далее идет уточнение: «Вятские бураки идут в Кукарку, на Урал и на Волгу».
Итак, Вятский бурак с тиснением, более скромным, чем на Урале, и своей
особой грубоватой масляной росписью сложился к концу прошлого века как самобытный
промысел.
Радетели ремесленников – работники земского музея и склада – решили
облагородить бурачный промысел и расширить ассортимент изделий. Была открыта
бесплатная берестяная мастерская. Эталоном стал подобный промысел у соседей.
«Вятская газета» за 1895 год писала: «Между тем в Вологодской губернии из
бересты давно уже делают резные с фольгой бураки, бурачки и табакерки, но
и плетут из бересты разные вещи, как-то: чемоданы, сумочки, ящички, шкатулочки,
портфели для бумаг, вырезают рамки для карточек, кружочки под лампы и свечи.
В Вятку был приглашен мастер из Вологды Подосенов. В момент написания
статьи в мастерской обучались 5 взрослых человек и 10 подростков. В это же
время в 2-х сельских школах (в Елабужском уезде и в селе Бобино Вятского
уезда) школьников обучали этому ремеслу две учительницы, уже прошедшие курс
в мастерской земства.
Промысел пошел в гору. Но прижились и распространились, надо отметить,
не столько шкатулочки и бурачки из прорезной бересты, с подложенной под нее
цветной фольгой, очаровавшие земцев, сколько плетеные изделия. Что ж, шкатулка
(каповая, обсыпеая, деревянная – резная) была хороша и своя. Также расписанный
цветами бурак. А вот плетеные из бересты изделия сразу были востребованы
на вятском рынке. Это свидетельствует М.Н.Шатров в 1938 г. в своей книге
«Кировские кустари», пропагандируя как основательно сложившийся вятский промысел
берестяное плетение. Нам интересно перечисление бытовавших плетеных предметов:
«сундучки, шкатулки, чемоданчики, порт-папиросы дорожные с ремнем через плечо,
порт-папиросы карманные, рамки для картин и фотографий, погремушки, дорожные
погребцы и корзины и много других изделий».
Снова, как сорок три года назад земцы, Шатров предлагает вятским мастерам
перенять опыт вологодской артели, работающей около Великого Устюга «по производству
прорезных из бересты изделий с хитроумной чеканкой узоров и прокладкой из
цветной фольги и бумаги». Но эти рекомендации опять остались лишь пожеланиями.
Хотя в это время было у кого поучиться: тот же Василий Михайлович
Петухов (знакомый нам по предыдущей статье), получивший мастерство еще в
земских мастерских, продолжает виртуозно работать с разными материалами,
в том числе и с берестой в лучших вятских традициях. Он делает шкатулки,
чемоданы, редикюли, рамки, подчасники, портфели, даже подстаканники и туфли.
Правда, в газетной публикации за 1935 год о нем сказано: «В нашем крае Василий
Михайлович чуть ли не единственный мастер по художественному плетению изделий
из бересты».
Официальные поминки по берестяникам справили в 1940 году. В обзорной
статье по ремеслам в «Кировской правде» напишут: «Берестяное производство
сейчас умерло, возродить его никто не пытается».
Наступило иное время и хотя даже в крестьянские избы пришла другая
посуда, но бураки хранят, используют, а кое-где народные умельцы продолжают
их делать.
Позже, уже в семидесятые годы, вятский бурачок вновь появится в магазинах.
Но уже обновленный, как удобная тара для сыпучих продуктов, которая одновременно
украсит наши городские кухни. Выполнен он будет в старых вятских традициях
– с росписью и тиснением. Но уже из сшивной, пластовой бересты.
Экспедиции научно-исследовательского института художественной промышленности
из Москвы совместно с художниками-прикладниками Кировского объединения «Умелец»
и фабрики «Идеал» выявили старые центры росписи вятских бураков. Кандидат
искусствоведения В.А. Барадулин в пособии для сельских учителей опишет их:
«Вязовские бураки (с.Вяз), бураки из города Луза (здесь в 30-х годах была
артель – Прим. авт.) делались разного размера и назначения – от детских игрушечных
до ведерных. В росписи вятских бураков сложился собственный грубоватый стиль
исполнения, в ней сочетались открытые гона – красный, синий, желтый, зеленый.
Для нее характерны небольшие растительные мотивы – цветы, бутоны, листья
– и простые композиции, в которых цветы группировались в гирлянды, небольшие
букетики. Расписанные масляными красками с применением белительных разживок,
вятские бураки сразу выделяются среди широко известных разновидностей русской
бурачной росписи».
Про современного берестяника В.И.Сергеева в книге целая статья Н.И.Перминовой
«Сергеевская береста».