Ремесла и промыслы крестьян Кирилловского
уезда
Главным занятием населения Кирилловского уезда издавна было земледелие.
Однако природно-климатические условия региона делали его малоэффективным.
К концу XIX века производство зерна не покрывало и половины потребности крестьян
в нем. Кроме того, после земельных реформ 1860-х годов начинает набирать
силу явление, получившее у историков название "аграрного перенаселения".
Не имея возможности из-за нехватки средств увеличить площадь обрабатываемой
земли, сотни крестьян не могли найти применения своему труду в сфере сельскохозяйственного
производства и вынуждены были заниматься промыслами, ремеслами или искать
заработки на стороне. Наибольшего размаха в Кирилловском уезде достигли
занятия, связанные с заготовкой и переработкой древесины. В XIX веке леса
в уезде, несмотря на интенсивную рубку, занимали 71 % его площади. Близость
Уломы Железнопольской подталкивала развитие кузнечного дела, которое особенно
интенсивно развивалось в Талицкой и Зауломской волостях. Природные запасы
глины в местностях, прилежащих к Кириллову, способствовали развитию гончарного
промысла и кирпичного производства. Продукция растениеводства и животноводческое
сырье перерабатывались на многочисленных маслодельнях, сыроварнях, винокуренных
и кожевенных заводах. Лен был основой домашнего ткачества, кружевоплетения,
а вытканное полотно и выплетенное кружево через местные торжки и ярмарки
попадали в руки крупных российских скупщиков. Развитие промыслов и ремесел
оказало благоприятное влияние на экономику уезда и способствовало улучшению
благосостояния населения.
…………………
Берестяной промысел. Корзиноплетение
Плетение из бересты - исконное занятие крестьян Кирилловского уезда,
в котором они достигли значительного мастерства , Этот вид деятельности
хотя не перерос рамки домашнего ремесла, однако часть продукции разными
путями попадала на многочисленные торжки и ярмарки.
О широком применении берестяной утвари в хозяйстве есть множество свидетельств,
но, пожалуй, главным доказательством ее повсеместного распространения является
то, что плетеные берестяные предметы бытуют в кирилловских деревнях вплоть
до настоящего времени.
В XIX веке изготовлением берестяной утвари и обуви занимались все крестьяне
без исключения, но в деревнях лесной Ромашевской волости Кирилловского
уезда берестоплетение приняло особенно большой размах. Болотистые лесные
земли не давали здесь достаточного урожая, а оторванность от рынков сбыта
сдерживала развитие ,лесных промыслов. Изделия из бересты плели в надежде
обменять на хлеб и соль. Береста, или как ее чаще называли в Кирилловском
уезде берёста, - верхний слой коры березы, являлась прочным и красивым
материалом. Заготовки бересты производились, как правило, в конце мая -
начале июня. С коротких чурбаков березовые "склотни" снимали целиком, а
с растущих деревьев бересту резали лентами по спирали, сматывая в большие
клубки, внутренней, желтой стороной наружу. Заготовленную бересту "ошмыгивали"
(очищали), ровняли кромки, резали на полоски нужной длины. Плели с помощью
"котача" - небольшой изогнутой лопаточки. Ленты при плетении придерживали
в нужном положении палочками-щемилками. Все работы с заготовленной берестой
начинали осенью, после завершения основных сельскохозяйственных работ.
Каждый крестьянин знал, как сплести немудреную обувку - лапти, заплечный
короб, суму-зобенку. На зимних сборищах молодежи - посиделках "ковыряли"
(плели) лапти не только парни, но и девушки.
Набор выплетаемых берестяных предметов был очень разнообразным. Много
выдумки, изобретательности проявляли крестьяне в изготовлении такого важного
в хозяйстве предмета, как солонки для хранения соли, Большие, до полуметра
высотой, бутылеобразные солонки с высокой узкой горловиной закрывали берестяным
стаканом или массивной деревянной пробкой. Настольные солоницы плели в виде
коробочки с крышкой. Походные солоницы имели г-образную форму и отдаленно
напоминали птицу - утицу. При плотном многослойном плетении достигалась почти
полная герметичность солониц. Самое широкое распространение в крестьянском
хозяйстве имело лукошко. В зависимости от характера использования оно могло
быть выше или ниже, шире или уже. В лукошках хранили муку, яйца, крупы. Из
узких берестяных полос плели налопаточники, "косники" - своеобразные футляры,
надевавшиеся на рабочую часть косы во время ее переноса. Непременной принадлежностью
ушедших далеко от дома косцов, охотников, грибников, сборщиков ягод были вместительные
удобные пестери - заплечные короба с откидывающейся трапециевидной крышкой.
Большое распространение имели кузова или кузовки-лукошки с перевеслом.
В XIX - начале XX вв. широко использовали берестяную обувь. К сезонным
полевым работам готовили не один десяток лаптей.
Помимо плетения из полос бересты, в уезде существовал и иной способ работы
с этим материалом. Высокие цилиндрические сосуды-туеса, в которых хранили
и переносили молоко, сметану, мед, соления мастерили из цельных "сколотней"
и пластин - "скал". Способ изготовления туеса был следующий: на снятый
с чурбака березовый "сколотень" сверху накладывали другую берестяную пластину,
внутренней стороной наружу, и сшивали ее в замок. В край вставляли деревянный
обод и пришивали его вересковым корнем. Затем распаривали нижний край и
вставляли донце. Сверху подгоняли крышку с дугообразной ручкой. Туеса обычно
расписывали растительным орнаментом по ярко-оранжевому фону. Термоизоляционные
свойства бересты таковы, что даже в июльский зной квас в туесе оставался
холодным. Занятие берестоплетением отразилось и на топонимике Кирилловского
уезда: Бураково, Пестерево, Лыткино, Лычково - вот далеко не все бытующие
названия, связанные с этим ремеслом.
Не меньше берестоплетения распространено было плетение корзин, коробов,
пестерей из сосновой дранки, лозы, соснового корешка. Древесина сосны, выросшей
на болоте, легко расслаивается на тонкие пластины и для плетения материал
вполне пригодный. Плели "по прямому" или косыми рядами, верх закрепляли березовыми
или черемховыми ободами, украшали бахромой из бересты. В начале XX века
особенно славились плахинские корзинщики. Они отправляли на торг в Николо-Волок
по десятку возов с драночными корзинами в день. Данное ремесло было распространено
в деревнях Лещево, Андроново, Русаниха, Альферово вплоть до 1970-х гг.
Л. Л. Петрова
|