Настоящая книга представляет собой
переиздание главного труда выдающегося славянского просветителя Ю. Крижанича
(1617—1683). Получил, богословское образование в Загребе, Болонье и Риме.
Был священником-миссионером, выступал за унию католической и православной
церквей и за единство славянских народов во главе с Россией во имя противостояния
османскому наступлению на христианскую Европу. В 1647 и 1659 гг. побывал
на Украине, а в 1659 г. приехал в Москву. Произведение написано в 1663—1666
гг. в Тобольске, куда автор был сослан царем Алексеем Михайловичем. Рукопись
публикуемого в настоящем издании труда Юрия Крижанича хранится в Центральном
государственном архиве древних актов в Москве и входит в состав знаменитого
собрания Синодальной библиотеки.
Книга является важным источником по истории России XVII века. В ней затрагиваются
также философские, этические, государственно-правовые, экономические проблемы.
Деятельность Юрия Крижанича (1618 — 1683 гг.) уже давно привлекала к себе
внимание исследователей — историков, философов, экономистов, литературоведов,
лингвистов и других, дававших самые противоречивые оценки его сочинениям.
Одни исследователи готовы были видеть в произведениях Крижанича настоящую
программу реформ, которая впоследствии осуществлялась при Петре I, рассматривая
Крижанича как своего рода предшественника Петра.
Издаваемое в настоящей книге основное сочинение Юрия Крижанича, известное
под условным названием «Политики», было написано в годы жизни автора в Тобольске,
куда он был сослан царскими властями. Тобольск в это время был отдаленным,
но по-своему крупным центром, главным местом управления Сибирью.
Чтобы выполнить задуманное, Крижанич обратился к царю Алексею Михайловичу,
«советуя стать во главе славянства и прежде всего поднять умственный уровень
собственного русского народа». Но, вероятно, царю не понравились некоторые
из идей Крижанича и, в частности, о слиянии католической и православной
церквей, что послужило причиной ссылки его в Тобольск
О РЕМЕСЛЕ
1. Старое славянское слово «премысел»,
«премысельник» поляки переделали и говорят «ремесло», «ремёсник» и оттуда
на Русь пришло это слово «ремесло», «ремесленник», то есть рукодельный промысел
или искусство.
Ремесла для королевства полезнее, нежели наилучшие рудники и златые горы.
В Венгерской и в Арабской землях находятся самые богатые златые копи, а
в Брабанте нет никаких руд и все-таки в сто крат больше золота и всякого
богатства и добра в Брабантской земле, нежели в такой же части Венгерской
либо Арабской земли. Почему? Потому что брабантцы преискусно занимаются
ремеслом и торговлей. Так что следовало бы особенно позаботиться о развитии
ремесла.
Приказ или дума, которые этим ведают, должны знать, сколько есть ремесел,
какова их суть и к чему они предназначены.
А чтобы узнать это, надо бы перевести на наш язык книги тех писателей,
которые писали о ремеслах: таких, как Гарзони , Фиораванти, Сарди и другие.
Из тех книг выписать то, что было бы полезно и нужно знать.
2. Венецианцы сделали свой город Венецию благородным, знаменитым и славным.
Каким образом? Главным образом тем, что призвали к себе отовсюду искуснейших
ремесленников и предложили им за большую плату обучить их юношей всякому
искусству. Могли бы и к нам приезжать отборные ремесленники, если бы им было
разрешено свободное возвращение на родину.
Следовало бы прямо-таки не только разрешать [им это], но даже заставлять
их возвращаться домой и не позволять им плодить здесь свой народ. Однако
отпускать их надо не прежде, чем они научат нескольких наших юношей в совершенстве
своему ремеслу.
3. Более всего ремесла процветают и достигают совершенства у немцев. А
причина здесь в том, что у них имеются привилегии и законы, поощряющие развитие
ремесел. А уставы эти таковы:
1) Каждое ремесло имеет свою дружину и своего старосту. Они имеют право
или власть разбирать взаимные споры, относящиеся к [их] ремеслу: например,
если мастер не заплатит работнику за его работу, или если обесчестят друг
друга.
2) Каждый ученик повинен учиться до самого конца у одного учителя и служить
ему даром два-три года или более, сколько положено для каждого ремесла.
3) Закончив ученье, ученик должен взять от дружины письменное свидетельство
[о том], что он верно служил, отработал положенное время и ремеслу научился.
Тогда он станет зваться подмастерьем и должен будет отправиться в путь по
городам, чтобы повидать и изведать искусство многих других мастеров.
4) Придя в какой-нибудь город, подмастерье должен явиться к старосте своего
ремесла. Староста укажет ему жилье и оповестит собратьев, не нужен ли кому
работник, и тот, кому нужен [работник], примет его. Если же никому не будет
нужен, то не позволят ему жить в этом городе и вскоре отправят [дальше].
5) Если подмастерье захочет стать мастером и держать свою лавку или двор
и не помогать другому мастеру, а работать на самого себя, то он должен будет
показать свидетельство о своем ученье и поведать о своем путешествии, и
сделать какое-нибудь особенно искусное изделие по своей части, именуемое
«доказательством мастерства», а мастера рассмотрят это изделие и одобрят
его. А он устроит им пир, и даст столько-то денег в общую казну, и получит
от них письменное свидетельство о мастерстве. И тогда он сможет работать
в своей лавке и на стене своего дома вывесить доску с надписью или знак,
чтобы было ведомо, какой ремесленник там живет. а если какой-либо воин знает
ремесло, то он не подвластен ремесленническому собору, а может работать без
его разрешения.
6) Ремесленников никто не смеет обижать и насильно гнать их на работы.
Ни один правитель не принуждает их работать на него даром.
4. Развитию ремесла в этом царстве послужил бы такой закон: если чей-либо
раб имеет двух или более сыновей, то ему надо дозволить с ведома приказа
выбрать одного из них и отдать в обучение какому-либо мудреному ремеслу:
то есть делать замки, сукна, косы, стекло, бумагу и иные такие же трудные
и искусные вещи, а не шапки, платья либо сапоги. И если он в совершенстве
и преискусно научится такому мудреному ремеслу, то получит свободу от рабства
или от холопства. Если же не научится [достаточно] искусно, то должен будет
либо остаться рабом, либо откупиться от хозяина.
5. Материалом или сырьем называются те вещи, 1 из которых делают всякие
необходимые изделия (например, железо, медь, дерево, камень, шерсть, лен,
кожа и т. п.). Где нет сырья, там нет и изделий. Многих необходимых материалов
в нашей земле нет. Поэтому нужно позаботиться, чтобы из других стран сюда
к нам привозили всякие сырые и невыделанные материалы: Орудия называются так
потому, что их делают из руд.
6. Надо бы накрепко установить, а ослушников наказывать, чтобы за рубеж
не вывозилось никакого сырого материала, такого как сырые кожи, конопля и
лен, а чтобы дома наши люди делали всякие изделия, сколько можно, и готовые
вещи продавали за рубеж
10. Безделье и праздность — враги ремесла. Поэтому в древности у римлян
были старосты, которые допрашивали всех людей об их занятиях и промыслах или
о том, кто чем живет. У немцев в городах есть старосты, которые ни одному
здоровому и не имеющему разрешения из приказа [человеку] не дают просить в
городе милостыню. У голландцев есть некий исправительный дом, куда запирают
непокорных и своевольных юношей и принуждают их делать разные изделия, и не
дают им хлеба, пока не сделают назначенного дела.
Хорошо было бы смотреть по городам, и если сыщутся какие-нибудь скитальцы,
бродяги и голыши, сидящие по кабакам и квасным лавкам, и здоровые нищие,
то отдавать их в деревни в холопство боярам и ссылать в Сибирь или иначе
наказывать.
11. Надо дать приказ назорам и дружинам ремесленников, чтобы они следили
за всеми орудиями, посудой и одеждой, выставленными на продажу, и указывали
если что нечисто, дурно или некрасиво сделано. И пусть разберутся и научат,
как это можно было бы сделать лучше. Например, нечистая посуда — братины,
так как в них залезают пальцами; не чисты и туеса и глиняные ковши без
глазури, и ковши и ложки с короткими ручками. Старосты не должны пропускать
такие товары на торг, а если они появятся, то надо разбивать или отбирать
их.
Вместо туесов братин пусть делают чаши деревянные — смоленые или простые,
чаши глиняные глазированные, кубки, ставцы и стаканы с ручками и с крышками
и прочее. Ибо братины и туеса некоторые другие русские вещи влекут за собой
нечистоту и вызывают отвращение у других народов.
12. Многие девушки выходят замуж молодыми, прежде чем они могут научиться
тому, что должна знать хорошая жена. А матери многих девушек и сами ничего
не умеют. Поэтому следовало бы в каждом городе поручить двум или трем искусным
вдовам обучать девушек и молодых женщин тонко прясть, ткать, шить, белить
полотно, чисто мыть, солить и сушить рыбу и мясо, делать солод, квас, пиво,
мед, садить и возделывать огород, солить и сохранять растения и коренья,
варить и печь хлеб и прочее. Если их кто позовет, то они должны за плату
туда идти.
А для начала надо назначить их из приказа и назвать этих женщин поименно,
ибо иначе сами женщины постыдятся начать это дело, хотя оно и крайне надобно.
А городам, имеющим привилегии, приказать, чтобы они держали таких учительниц
и давали им плату от общества. И каждый, кто женится, должен будет спросить
у них свидетельство о том, что умеет его невеста, и способна ли она к учению.
Такие свидетельства могут помочь тому, чтобы девицы старались добывать знания
и хорошие свидетельства от этих женщин.
Надо поручить и приказать, чтобы принесли из всех земель всякие орудия
для образца.
Прежде всего надо, чтобы торговцы и иные наши приказчики принесли нам из
всяких земель и от всех народов для образца всякие виды оружия, посуды и
всех применяемых на свете домашних и полевых орудий и всяких сукон и полотен,
и всякой одежды, или всякие виды людского рукоделия из руды, камня, стекла,
кожи, шерсти, льна, шелка, дерева, кости, рога и из всякого материала.
Далее, надо приказать, чтобы принесли одежду всех на свете покроев.
В-третьих, надо призвать всяких рукодельцев и портных, которые могли бы
нам сделать, показать и научить [как делать] всякое оружие, орудия, посуду
и всякие виды одежды.
14. А мастеров этих развести и распределить по м городам, где кому будет
удобнее находиться из-за близости воды, леса, льна, шерсти, железа и всяких
материалов и из-за других нужд. И пусть они делают для государя все свои
изделия в большом числе, по договору, за подобающую плату.
Одному из городов надо поручить делать бумагу, какая может выйти, обещав
им привилегию — запретить иностранную бумагу, даже если домашняя будет хуже
и дороже нее. Так же и во всяком новозаведенном ремесле: обещать и давать
городам на несколько лет привилегию, чтобы тот город, где начнут делать
какое-либо сукно или что иное, не платил с этого домашней пошлины, а прочим
городам до известного времени не дозволено будет перенимать это ремесло.
15. Здесь надо указать, как до сих пор на Руси тяжело было заводить ремесла.
Ибо немцы, из-за того, что они имеют старые заводы, всегда могли продавать
свои изделия дешевле, нежели наши русские мастера вновь заведенных или мало
развитых ремесел. И поэтому на Руси не могла иметь успеха ни писчая бумага,
ни какое-либо другое новое ремесло. Но теперь, поскольку торговля взята
в руки государя, нетрудно будет заводить ремесла. Ибо наши ремесленники
изготовят свои изделия на много сотен и тысяч [рублей], а государевы торговые
приказчики будут покупать всякие вещи у них, а не у немцев, и будет запрещен
привоз всякого иностранного рукоделия, подобное которому будет делаться у
нас дома, и благодаря этому ремесленники смогут жить и дешевле продавать
[свои товары]. А государевы приказчики смогут продавать те товары дома и
за рубеж дешевле или дороже в зависимости от того, как ремесленники будут
поспевать их делать.
Отнюдь не следует верить немцам, будто бы нам дешевле покупать у них готовые
косы, серпы, ножи, нежели покупать сырое железо и дома ковать косы и прочее.
Благодаря ремеслу богатеет страна и наполняются города. Если бы делать дома
все те товары, что мы покупаем у немцев и которые можно было бы сделать
на Руси, в этой стране жило бы на много тысяч людей больше, чем живет их
ныне, и казна имела бы большую прибыль, и города стали бы многолюднее, и
все царство было бы сильнее.