Статьи\Народная роспись
Северной Двины
|
Народная роспись Северной Двины
Источник: "Народная роспись Севернй Двины".
Автор-составитель Круглова О.В.
Москва. "Изобразительное искусство". 1987.
Крестьянские росписи Северной Двины - яркое и самобытное явление русского народного искусства.
Пермогорская Борецкая Ракульская Пучугская Тоемская
Пермогорская
роспись
Основу пермогорской росписи составляет растительный
узор. На гибкие побеги нанизаны трёхлопастные, чуть изогнутые листья с
острым кончиками и тюльпанвидные цветы, напоминающие древний цветок крина.
Среди них кустики из округлых листьев, сирины, нарядные сказочные птицы.
В народных росписях Пермогорья 19 века в растительный узор обычно почти
на всех предметах быта вписывались ещё разнообразные жанровые сцены из
крестьянской жизни.
В цветовой гамме пермогорской росписи преобладают белый цвет
фона и красный - основной цвет узора. Жёлтый и зелёный цвета являются как
бы допонительными, сопутствующими. Большое значение в росписи имеет тонкий
чёрный контур, который наносился гусиным пером свободно, бегло, всегда
мастеровито.
Самые ранние изделия с пермогорской росписью, дошедшие до
наших дней, датируются 18 - началом 19 века. Многие из этих предметов
и вформе, и в характере росписи сохранили традиции искусства предыдущих
веков.
Борецкая роспись
Одним из видов белофонной северодвинской росписи
была борецкая роспись.
Круг бытовых предметов, которые украшались
борецкой росписью разнообразен. Роспись покрывала многие крупные предметы
- сундуки,ларцы, подголовники. В большом количестве украшали деревянную
и берестяную посуду. Но, так же как и в Пермогорье, здесь больше всего расписывались
прялки. Борецкие прялки велики по размеру, имеют широкую лопасть, чёткий,
красивый ряд крупных городков, две круглые серьги и нарядную фигурную
ножку. Роспись сверкала белизной фона, на котором ярко горел красный ведущий
цвет растительного узора. Сусальное золото, которым любили украшать прялки
этого центра, придаёт им ещё большую праздничность и парадность. Композиция
лопастки, как бы делится на три части. Под городками нарисованы золотые
окна с цветами, в центре - сказочный цветущий куст с птицами (варианты
его трактовки бесконечны), а внизу чаще всего размещалась сцена катания.
Ракульская роспись
Третий вид Северодвинской росписи - ракульская
- тоже имеет очень глубокие самобытные традиции. Она совершенно не похожа
на пермогорскую и борецкую и по художественным достоинствам в период своего
расцвета нисколько не уступает прославленной белофонной росписи Пермогорья.
В росписях Ракулки в больинстве произведений
главную роль играет золотисто-охристый и чёрный цвета, а сопутствуют им
чаще всего глубокий зелёный и коричнево-красный. Колорит очень строг, спокоен,
а в его сдержанной гамме есть своя прелесть и цветовая гармония. Орнамент
очень крупный, в основном состоит из декоративных листьев. Чёрным цветом
исполнен не толко контур, но и многие детали - усики, завитки, прожилки.
Пучугская роспись
Выше по Двине, в селе Пучуга, расположенном в 25
километрах от пристани Борок, в конце 19 - начале 20-го века тоже были
свои мастера росписи. Наиболее известными мастерами пучугской росписи были
художники Кузнецов Филипп Фёдорович и его сын Кузнецов Фёдор Филиппович.
Темская роспись
Тоемская роспись конца 29 - начала 20
века, так же как и пучужская, близка к борецкой. Характерной особенностью
прялок Тоймы являются ярко раскрашенная токарная ножка и зеркальце, врезанное
в центр с той стороны лопасти, которая обращена к пряхе.
|
|