Наблюдая традиционные изделия из бересты
коренных народов Северной Европы, Сибири, Дальнего Востока, Северной
Америки, нельзя не заметить поразительного сходства технологий их
изготовления.
Бересту относят к одному из древнейших материалов, которые человек
начал использовать для своих надобностей. Чем дольше в человеческой
истории используется тот или иной материал, тем совершенней и
безупречней технологии по его обработке и приемы работы с ним.
В разных регионах таежного пояса Земли береста
обрабатывается одними и теми же способами и приемами, которые не
менялись с древних времен до наших дней. Поэтому совсем не удивительно,
что полотуха из Архангельской области по способу изготовления похожа на
Birch Bark Basket из штата Аляска, а столетний кузовок народа ханты
похож на изделия современного мастера из штата Мэн. Лодка-берестянка с
Нижней или Подкаменной Тунгуски по характерным признакам такая же, как
с озера Мичиган. Различаются они только способом декорирования и
орнаментом, что похоже не удивительно. Каждый народ имеет собственное
национальное самосознание и собственное лицо.
Берестяные каноэ индейцев Северной Америки
внесли огромный вклад в дело освоения европейцами нового для них
континента. На
каноэ по рекам и озерам передвигались сначала первопроходцы, затем
промышленники и торговцы, после – переселенцы с миссионерами. Удобней и
доступней для
первопроходцев Америки средства передвижения не было.
Каноэ были просты в изготовлении, быстроходны
на воде,
могли подниматься против течения , достаточно прочны и легки при
переноске на волоках. Материал для их изготовления (береста, сосна,
ель, кедр) рос по
берегам рек в достатке. В зависимости от характера реки и цели
использования их строили разных размеров и форм, но неизменной была
технология сборки. Есть
свидетельства, что большие каноэ “для торговли мехом” достигали длины
11-12
метров, вмещали 3 тонны пушнины и 12 гребцов.
В наше время в США и Канаде очень популярны
туристические походы на берестяных каноэ, сделанных как в прежние
времена. Желающие могут пройти курсы по обучению традиционной
технологии строительства каноэ. Замечу, что она делается с помощью
простейших инструментов: топора, ножа и шила.
Были ли на Руси берестяные лодки? Несомненно –
да. Берестяные лодки до последнего времени существовали у коренных
народов Сибири: эвенков, якутов, нанайцев, ульчей, негидальцев и др.
Эти лодки бытовали по рекам: Олекма, Витим, Лена, Амур и других. Были
они и на Вычегде, Печоре
и Двине. Сюмодпыж – берестяная лодка была по мнению Жеребцова Л.В.
древнейшим средством передвижения по воде у народа коми (1
)
.
В таможенных книгах Московского государства
XVII
века упоминаются “берещаные каюки”, пришедшие с Вычегды или Печоры с
товаром
в Великий Устюг, Сольвычегодск (2
). Берещаные –
значит сделанные из бересты. Каюк – распространенное название речного
грузового судна на Руси и не только. У народности чулымцы каюком
называли именно берестяную лодку. Берестяные каюки с Печоры, их больше
всего упоминают в таможенных книгах,
были большой вместимости. Осначих то есть гребцов на судне было от 3 до
6
человек. Плюс ещё груз. По всей вероятности – пушнина.
Как же они строились и выглядели, эти древние
суда наших предков, купцов, промышленников?
Если принять во внимание вышесказанное про
поразительное сходство технологий в одной и той же природной среде, то
строились “берещаные каюки” также, как и берестяные каноэ, и вряд ли
сильно отличались по внешнему виду от последних.
1
Жеребцов Л.Н.
Историко- культурные взаимоотношения Коми с соседними народами. Наука.
Москва.1982г.
2
Таможенная
книга г. Сольвычегодска отменнёных пошлин 1655-1656 годов.
« Сентября в 3 день от г. Архангельска пермячи в берещаном каюке. Взято
с каючка 5 алтын и ещё с 4-х осначих»
Александр Шутихин.