Логотип

Северная береста

Традиционная обработка бересты
Истоия берестяных ремёсел
Главная
Новости
Регионы
Мастера
Галерея
Археология
Типы изделий
Технологии обработки
Мастер_классы
Статьи
Секреты мастеров
Народные_праздники, ярмарки
Словарь
Литература
Ссылки
Разное
Об авторах

Рассылка новостей
Ваш e-mail:



Статьи\Берещатый каюк и берестяное каноэ

назад

Берещатый каюк и берестяное каноэ

Автор статьи: Шутихин А.В., г.Котлас, fondar@atnet.ru

Наблюдая традиционные изделия из бересты коренных народов Северной Европы, Сибири, Дальнего Востока, Северной Америки, нельзя не заметить поразительного сходства технологий их изготовления.
Бересту относят к одному из древнейших материалов, которые человек начал использовать для своих надобностей. Чем дольше в человеческой истории используется тот или иной материал, тем совершенней и безупречней технологии по его обработке и приемы работы с ним.

В разных регионах таежного пояса Земли береста обрабатывается одними и теми же способами и приемами, которые не менялись с древних времен до наших дней. Поэтому совсем не удивительно, что полотуха из Архангельской области по способу изготовления похожа на Birch Bark Basket из штата Аляска, а столетний кузовок народа ханты похож на изделия современного мастера из штата Мэн. Лодка-берестянка с Нижней или Подкаменной Тунгуски по характерным признакам такая же, как с озера Мичиган. Различаются они только способом декорирования и орнаментом, что похоже не удивительно. Каждый народ имеет собственное национальное самосознание и собственное лицо.

Берестяные каноэ индейцев Северной Америки внесли огромный вклад в дело освоения европейцами нового для них континента. На каноэ по рекам и озерам передвигались сначала первопроходцы, затем промышленники и торговцы, после – переселенцы с миссионерами. Удобней и доступней для первопроходцев Америки средства передвижения не было.

Каноэ были просты в изготовлении, быстроходны на воде, могли подниматься против течения , достаточно прочны и легки при переноске на волоках. Материал для их изготовления (береста, сосна, ель, кедр) рос по берегам рек в достатке. В зависимости от характера реки и цели использования их строили разных размеров и форм, но неизменной была технология сборки. Есть свидетельства, что большие каноэ “для торговли мехом” достигали длины 11-12 метров, вмещали 3 тонны пушнины и 12 гребцов.

В наше время в США и Канаде очень популярны туристические походы на берестяных каноэ, сделанных как в прежние времена. Желающие могут пройти курсы по обучению традиционной технологии строительства каноэ. Замечу, что она делается с помощью простейших инструментов: топора, ножа и шила.

Были ли на Руси берестяные лодки? Несомненно – да. Берестяные лодки до последнего времени существовали у коренных народов Сибири: эвенков, якутов, нанайцев, ульчей, негидальцев и др. Эти лодки бытовали по рекам: Олекма, Витим, Лена, Амур и других. Были они и на Вычегде, Печоре и Двине. Сюмодпыж – берестяная лодка была по мнению Жеребцова Л.В. древнейшим средством передвижения по воде у народа коми (1).

В таможенных книгах Московского государства XVII века упоминаются “берещаные каюки”, пришедшие с Вычегды или Печоры с товаром в Великий Устюг, Сольвычегодск (2). Берещаные – значит сделанные из бересты. Каюк – распространенное название речного грузового судна на Руси и не только. У народности чулымцы каюком называли именно берестяную лодку. Берестяные каюки с Печоры, их больше всего упоминают в таможенных книгах, были большой вместимости. Осначих то есть гребцов на судне было от 3 до 6 человек. Плюс ещё груз. По всей вероятности – пушнина.

Как же они строились и выглядели, эти древние суда наших предков, купцов, промышленников?

Если принять во внимание вышесказанное про поразительное сходство технологий в одной и той же природной среде, то строились “берещаные каюки” также, как и берестяные каноэ, и вряд ли сильно отличались по внешнему виду от последних.


1  Жеребцов Л.Н. Историко- культурные взаимоотношения Коми с соседними народами. Наука. Москва.1982г.
2    Таможенная книга  г. Сольвычегодска отменнёных пошлин 1655-1656 годов.  « Сентября в 3 день от г. Архангельска пермячи в берещаном каюке. Взято с каючка 5 алтын и ещё с 4-х осначих»

Александр Шутихин.




Главная|Новости|Регионы|Мастера|Типы изделий |Технологии обработки|Мастер_классы|Статьи|Секреты мастеров|Народные_праздники, ярмарки|Словарь|Литература|Ссылки|Разное|Об авторах|


Hosted by uCoz